Древние религии - Цивилизация Древнего Египта |
![]() |
JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL
Цивилизация Древнего Египта была одной из древнейших. Познакомиться с ее достижениями удалось лишь после того , как в 1830 году французскому ученому Франсуа Шампольону удалось после многих лет усилий впервые разработать основные принципы дешифровки египетских иероглифов и разгадать надписи на стенах пирамид и древних папирусах.
Схема социального устройства Египта напоминала пирамиду. Влиятельнейшей группой были жрецы, имевшие в отдельные периоды большую власть, чем сам фараон, а также богатая знать. Власть фараона воспринималась как сакральная: цари считались потомками бога Солнца Ра, который был первым владыкой Египта. Бог Амон- покровитель фараонов- символизировал их божественное происхождение от Ра, а соединение двух божеств в одно(Амон-Ра) утверждало тождественность солнца и верховного правителя. Фараон в соответствии с египетской мифологией с начала первой династии считался богом Гором, который изображался в виде сокола. Цель египетской космологии состояла не только в том, чтобы объяснить происхождение мира, но и доказать божественность царя. Фараон, соединявший в себе царя и бога, объединял высшую политическую и религиозную власть, которая была неограниченной и абсолютной. Почитание фараона как бога, создавшего мир, представляет собой одну из ранних космогонических концепций древнего Египта. Мифологическую систему Египта можно охарактеризовать как политеизм, поскольку она включала в себя культы множества богов(около 2000). Например, бог Сонца почитался как существующий в различных ипостасях: Атум- бог Солнца, создавший сам себя из первоначального океана; Амон, чье имя означает таинственный, скрытый, невидимый, символизировал ночное солнце, которое освещает царство мертвых; Ра- бог движущегося по небу, восходящего и заходящего солнца; Атон- олицетворяющий солнечный круг, солнечный диск, солнце в зените. А миф об Осирисе (согласно «Текстам пирамид») относится к мифам об умирающем и воскресающем боге или к календарному мифу, поскольку предполагалось, что он связан с сезонными изменениями в природе. Смерть и воскрешение Осириса- символ ежегодной смерти растительности, воскресающей в побегах следующего года. Это миф о вечном возвращении творящего бога. Зооморфные черты прослеживаются в изображении многих египетских богов. Характерной чертой было обожествление животных как воплощения различных божеств. Почитались такие животные как бык(Апис), кошка (Баст), крокодил(Себек), львица(Тефнут), шакал(Анубис), Зооморфные черты в облике божеств сохранялись в мифологии, сочетаясь с антропоморфными. Так, например, бог Гор изображался с головой сокола, а бог Тот- с головой павиана или птицы ибиса. То, что многие из них имеют головы животных указывает на тотемические корни египетской мифологии. Кроме животных, объектами поклонения у египтян были и растения (лотос и др.), а также неодушевленные предметы, в частности символы власти царей. Огромную роль в египетской мифологии играл заупокойный культ: загробная жизнь представлялась как непосредственное продолжение земной, необходимым условием было сохранение тела умершего( в связи с чем распространился обряд мумифицирования), строительства жилища(пирамид и гробниц), приношение в жертву даров. Н.Бердяев писал, что египетская культура была основана на жажде вечности, Воскресения. Одним из важнейших для египтян, определявших их погребальные ритуалы и содержание их древнейших текстов было представление о суде после смерти, который решает дальнейшую судьбу человека. Загробный суд- один из высших культурных принципов человечества наравне с концепцией происхождения и развития мира. Представления древних египтян о загробной жизни отражены в «Книге мертвых». Это условное название папируса, который насчитывал около 200 глав, состоящих из молитв и магических заклинаний. (древнейшие тексты высекали на стенах пирамид; Тексты пирамид сменились Текстами саркофагов и около 3600 лет назад на основе Текстов пирамид и Текстов саркофагов была составлена «Книга мертвых»). Египетская цивилизация имела самый сложный посмертный ритуал из известных на Земле. Мифологические воззрения Древнего Египта нашли свое отражение в литературе, различных видах изобразительного искусства: архитектуре, живописи, декоративном искусстве. Дошедшими до нас памятниками египетской архитектуры являются храмы и гробницы. Лучше всего сохранились храмы, посвященные богу Амону-Ра в Карнаке и Луксоре. Из семи чудес света до наших дней дошли только пирамиды. Самая ранняя пирамида- пирамида Джосера (архитектор Имхотеп) была построена около 5 тыс. лет назад. Самая знаменитая и значительная по размерам- пирамида Хеопса ( высота 14 7 м, сейчас 137 м). Пирамиды были символами восхождения в область Ра, куда надеялся попасть умерший царь. Ступенчатая пирамида напоминает лестницу, а гладкие склоны- наклонные лучи солнца. Другим символом египетской культуры был сфинкс - существо с телом льва и головой человека. В истории Древнего Египта был религиозный реформатор-фараон Аменхотеп IV, который принял новое имя, изменив его на Эхнатон( то есть «угодный Атону»), и предпринял попытку в XIV веке до н.э. установить новый культ единого бога Атона( бога солнечного круга, солнечного диска). Его стали изображать в виде солнечного диска с лучами, которые оканчивались человеческими ладонями, руками, держащими крест: иероглиф, обозначавший «жизнь». Он основал новую столицу Ахетатон, посвятив ее новому божеству. Это была первая попытка утверждения монотеизма в истории человечества. В рамках мифологической системы мышления были накоплены серьёзные знания. Знания были эзотерическими(тайные знания, доступные только посвященным, не имеющим права распространять их дальше) и могли быть использованы жрецами для мистерий и мистификаций. Помимо астрономических сведений жрецы накапливали знания в области медицины, математики, фармакологии, химии, психологии и др. Эти знания носили сакральный характер ( сакральное- все, что относится к культу, поклонению особо ценным идеалам, освященное, святое, заветное). Опыт, накопленный в течение тысячелетий древней культурой Египта был усвоен и использован последующими поколениями и обогатил эллинистическую, а затем и западноевропейскую культуру.
|