Авторизация



Школьник России - информация, картинки, учебники, общение

Галерея изображений

Новый год!

География посетителей

Locations of visitors to this page
Home
Древние религии - Религии Древнего Ирана E-mail
Индекс материала
Древние религии
Цивилизация Древнего Египта
Культура Месопотамии
Религии Древнего Ирана
Религия Древней Греции
Религия Древнего Рима
Эпоха поздней Римской империи
Все страницы
Религии Древнего Ирана: зороастризм, митраизм, манихейство.

Зороастризм- религия древних иранцев,  предками которых были протоиндоиранские племена. Сложилось почитание двух групп божеств: дэвов, связанных с силами природы, и ахуров, более абстрактных, олицетворяющих такие добродетели, как справедливость, дружба, порядок и т.п. Эти две группы объединяются в дальнейшем. «Природные» боги- бог огня Митра и бог воды Варуна, приобретающие антропоморфный облик- получают  титул «ахура», что обозначает «Бог, господин». Постепенно в пантеоне богов выделяется  главный бог Ахура-Мазда, «Бог мудрости». Именно культ этого бога стал центральным в зороастризме. Зороастризм получил вое название по имени религиозного реформатора Заратуштры( в европейской традиции- Зороастр), жившего около 1200 г. до н.э.( некоторые исследователи считают, что позднее), а его религия господствовала с V в. до н.э. поVII в. н.э.  Он создал новое религиозное учение, основой которого стал религиозный дуализм- противостояние Добра и Зла, олицетворением которых стали добрый бог Ахура-Мазда (Ормузд) и злой бог Анхра-Майнью (Ариман).Каждый правит по  три тысячи лет в истории человечества, которую зороастризм ограничивает двенадцатью тысячами лет. В последнем периоде, периоде господства Анхра-Манью, появится спаситель из рода Заратуштры, добро одержит победу над злом и возникнет царство справедливости, в котором вечно будет править Ахура-Мазда ( его антропоморфное изображение: человек с крыльями в солнечном диске).

Мотивы зороастризма о загробном воздаянии, предполагающем существование рая и ада, эсхатологической концепции конца света, появлении спасителя и последующего суда сходны с соответствующими  представлениями в иудаизме, христианстве и исламе. Исследователи считают, что именно зороастризм явился одним из источников этих представлений.

Одним из  основных элементов обрядовой практики зороастризма являлось поклонение священному огню, перед которым читали тексты священной книги Авесты (написана в первой половине I тысячелетия до н.э.).

Три главные книги Авесты- Ясна, Яшта и Ведидад. Пять раз в день возносились молитвы; иранское слово «намаз», обозначающее молитву, как и требование пятикратной молитвы,  вероятно пришло в ислам из зороастризма. Отмечались в зороастризме календарные праздники, из которых самый главный- праздник Нового года, Ноуруз, отмечаемый в день весеннего равноденствия. Современных последователей зороастризма называют парсами и соответственно современный зороастризм называют парсизмом.

Митраизм. Древний культ персидского  бога Митры(«договор», «согласие»), который почитался как бог Солнца и вечного огня, как ближайший помощник Ахура-Мазды, получает особое распространение с I в. н.э. Первоначально культу Митры был распространен в Средней Азии и Индии, затем он пронкает в Рим, а со II в. распространяется по всей территории Римской империи. Праздники митраизма связаны с Солнцем. Самый главный праздновался 25 декабря, в день зимнего солнцеворота. Этот день отмечался и как день рождения Митры. Митраизм не допускал женщин в  свои храмы- митреумы, это была религия мужчин, женщины могли поклоняться Митре лишь у домашнего  алтаря. Однако побежденный христианством митраизм оказал на него свое влияние, об этом свидетельствует сама христианская терминология- митра, митрополит, празднование 25 декабря Рождества Христова и т.д.

Манихейство. Это религия, которая сформировалась в Персии в III в. н.э. Основателем ее явился Мани (216-277). Он родился в семье персов, последователей зороастризма, которые затем становятся членами иудео-христианской секты. Мани создает новое религиозное учение как синтез элементов многих религий и объявляет его высшей и истинной религией, возвращающей человечество к существовавшей когда-то первоначальной истиной вере, искаженной впоследствии многочисленными поздними религиями. Наибольшее влияние на Мани оказало учение гностиков- течение христианства, возникшее во II в.н.э. Иногда манихейство называют гностической религией. Гностицизм был создан людьми, перешедшими от иудаизма к христианству. Отсюда неприятие гностиками Ветхого Завета, отрицание всемогущества Бога, отрицание создания Богом мира и человека, отрицание Иисуса Христа как богочеловека. Они считали, что Иисус Христос- это небесный эон («сияние», «свет»), который затем показался в теле Иисуса. Всё это в той или иной мере прослеживается в манихействе. Заимствуя у гностиков учение об избранных духовных личностях, несущих людям особое знание- гнозис, Мани объявляет таковыми Будду, Заратуштру, Иисуса-эона. Венчает этот ряд он сам- Мани.  Исходная позиция учения Мани- признание дуалистического начала мира, в котором противостояли друг другу две независимые равноправные силы, разделенные пустым пространством, - Свет и  Мрак. Главное воплощение Света- Отец Величия, который затем воплощается в Иисусе-сиянии. В свою очередь от Иисуса-сияния исходят три эманации: Разум Света, Христос-младенец и эсхатологический Судья. Противоположное враждебное  Свету начало- Мрак, который воплощается в материи. Первоначальная разделенность Света и Мрака в конце концов заканчивается, начинается второй период в эволюции мира- смешение Мрака с царством Света. Результатом этот становится рождение нашего мира и самого человечества. В результате Страшного Суда чистые светоносные души устремятся в созданный для них новый эон- царство Света, а темные навечно останутся в мучительном царстве Мрака. Манихейство предлагало аскетизм, в том числе и в своей культовой практике. Большое место занимают посты (воскресенье, понедельник и в день смерти Мани). Свое знание Мани изложил в работах, написанных на арамейском языке. Это «Живое евангелие», «Сокровища жизни», «Прагматия»(труд, трактат), «Книга таинств», «Книга гигантов», «Послания» и «Псалмы». Перестав существовать к XIII в. в виде отдельной религии, идеи манихейства зачастую использовались в многочисленных средневековых ересях.



 
s
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru