Авторизация



Школьник России - информация, картинки, учебники, общение

Новый год!
Home
Древние религии E-mail
Индекс материала
Древние религии
Цивилизация Древнего Египта
Культура Месопотамии
Религии Древнего Ирана
Религия Древней Греции
Религия Древнего Рима
Эпоха поздней Римской империи
Все страницы


Цивилизация Древнего Египта была одной из древнейших. Познакомиться с ее достижениями удалось лишь после того , как в 1830 году французскому ученому Франсуа Шампольону удалось после многих лет усилий впервые разработать основные принципы дешифровки египетских иероглифов и разгадать надписи на стенах пирамид и древних папирусах.

Схема социального устройства Египта напоминала пирамиду. Влиятельнейшей группой были жрецы, имевшие в отдельные периоды большую власть, чем сам фараон, а также богатая знать. Власть фараона воспринималась как сакральная: цари считались потомками бога Солнца Ра, который был первым владыкой Египта. Бог Амон- покровитель фараонов- символизировал их божественное происхождение от Ра, а соединение двух божеств в одно(Амон-Ра) утверждало тождественность солнца и верховного правителя.  Фараон в соответствии с египетской  мифологией с начала первой династии считался богом Гором, который изображался в виде сокола. Цель египетской космологии состояла не только в том, чтобы объяснить происхождение мира, но и доказать божественность царя. Фараон, соединявший в себе царя и бога, объединял высшую политическую и религиозную власть, которая была неограниченной и абсолютной. Почитание фараона как бога, создавшего мир, представляет собой одну из ранних космогонических концепций древнего Египта.

Мифологическую систему Египта можно охарактеризовать  как политеизм, поскольку она включала в себя культы множества богов(около 2000).  Например, бог Сонца почитался как существующий в различных ипостасях: Атум- бог Солнца, создавший сам себя из первоначального океана; Амон, чье имя означает таинственный, скрытый, невидимый, символизировал ночное солнце, которое освещает царство мертвых; Ра- бог движущегося по небу, восходящего и заходящего солнца; Атон- олицетворяющий солнечный круг, солнечный диск, солнце в зените.  А миф об Осирисе (согласно «Текстам пирамид») относится к мифам об умирающем и воскресающем боге  или к календарному мифу, поскольку предполагалось, что он связан с сезонными изменениями в природе. Смерть и воскрешение Осириса- символ ежегодной смерти растительности, воскресающей в побегах следующего года. Это миф о вечном возвращении творящего бога. Зооморфные черты прослеживаются в изображении многих  египетских богов. Характерной чертой было обожествление животных как воплощения различных божеств. Почитались такие животные как бык(Апис), кошка (Баст), крокодил(Себек), львица(Тефнут), шакал(Анубис), Зооморфные черты в облике божеств сохранялись в мифологии, сочетаясь с антропоморфными. Так, например, бог Гор изображался с головой сокола, а бог Тот- с головой павиана или птицы ибиса. То, что многие из них имеют головы животных указывает на тотемические корни египетской мифологии.  Кроме животных, объектами поклонения у египтян были и растения (лотос и др.), а также неодушевленные предметы, в частности символы власти царей.

Огромную роль в египетской мифологии играл заупокойный  культ: загробная жизнь представлялась как непосредственное продолжение земной, необходимым условием было сохранение тела умершего( в связи с чем распространился обряд мумифицирования), строительства жилища(пирамид и гробниц), приношение в жертву даров. Н.Бердяев писал, что египетская культура была основана на жажде вечности, Воскресения.  Одним из важнейших для египтян, определявших их погребальные ритуалы и содержание их древнейших текстов было представление о суде после смерти, который решает дальнейшую судьбу человека. Загробный суд- один из высших культурных принципов человечества наравне с концепцией происхождения и развития мира. Представления древних египтян о загробной жизни отражены в «Книге мертвых». Это условное название папируса, который насчитывал около 200 глав, состоящих из молитв и магических заклинаний. (древнейшие тексты высекали на стенах пирамид; Тексты пирамид сменились Текстами саркофагов  и около 3600 лет назад на основе Текстов пирамид и Текстов саркофагов была составлена «Книга мертвых»). Египетская цивилизация имела самый сложный посмертный ритуал из известных на Земле.

Мифологические воззрения Древнего Египта нашли свое отражение в литературе, различных видах изобразительного искусства: архитектуре, живописи, декоративном искусстве.  Дошедшими до нас памятниками египетской архитектуры являются храмы и гробницы. Лучше всего сохранились храмы, посвященные богу Амону-Ра в  Карнаке и Луксоре. Из семи чудес света до наших дней дошли только пирамиды. Самая ранняя пирамида- пирамида Джосера (архитектор Имхотеп) была построена около 5 тыс. лет назад. Самая знаменитая и значительная по размерам- пирамида Хеопса ( высота 14 7 м, сейчас 137 м).  Пирамиды были символами восхождения в область Ра, куда надеялся попасть умерший царь. Ступенчатая пирамида напоминает лестницу, а гладкие склоны- наклонные лучи солнца. Другим символом египетской культуры был сфинкс - существо с телом льва и головой человека.

В истории Древнего Египта был  религиозный реформатор-фараон  Аменхотеп IV, который принял новое имя, изменив его на Эхнатон( то есть «угодный Атону»), и предпринял попытку в XIV веке до н.э.  установить новый культ единого бога Атона( бога солнечного  круга, солнечного диска). Его стали изображать в виде солнечного диска с лучами, которые оканчивались человеческими ладонями, руками, держащими крест: иероглиф, обозначавший «жизнь». Он основал новую столицу Ахетатон, посвятив ее новому божеству. Это была первая попытка утверждения монотеизма в истории человечества.

В рамках мифологической системы мышления были накоплены серьёзные знания. Знания были эзотерическими(тайные знания, доступные только посвященным, не имеющим права распространять их дальше) и могли быть использованы жрецами для мистерий и мистификаций. Помимо астрономических сведений жрецы накапливали знания в области медицины, математики, фармакологии, химии, психологии и др. Эти знания носили сакральный характер ( сакральное- все, что относится к культу, поклонению особо ценным идеалам, освященное, святое, заветное).

Опыт, накопленный в течение тысячелетий  древней культурой Египта был усвоен и использован последующими поколениями и обогатил эллинистическую, а затем и западноевропейскую культуру.
Культура Месопотамии- одна из древнейших мировых культур. Она возникла в долине рек Тигра и Евфрата примерно в то же время, что и в Египте. Однако в Месопотамии на протяжении всего времени сменяли друг друга государства: Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Иран.

Влияние шумеров благодаря торговым контактам распространилось на Малую Азию и Египет. Шумерами было изобретено колесо и повозка, гончарный круг и бронза, цветное стекло, клинопись. У шумеров была развита математика, они создали правовые кодексы, а в литературе- мифологический эпос (поэма о Гильгамеше). В шумерской мифологии появились мифы о сотворении мира. В Шумере было развито представление о рае как божественном саде, которое затем перешло к вавилонянам и в Библию (это же относится к древу познания добра и зла, сотворению Евы из ребра Адама, Всемирному потопу и т.д.)

Из всех народов, заселявших этот регион, именно шумеры, а затем и аккадцы оказали наибольшее влияние на развитие религиозных верований Месопотамии. Все религии раннеклассового общества сохраняют пережитки тотемизма, фетишизма, магических представлений первобытного, архаического общества. Так и религиозные представления шумеров включали  в себя поклонение многочисленным духам, добрым и злым, поклонение растениям, священным животным. В Месопотамии объектами поклонения были тростник, тамариск, финикийская пальма, кедр. Объектами поклонения были и животные.

Наряду с этим возникает и вера в богов. Политеизм в Месопотамии сочетался с космогоническими представлениями того времени. В соответствии с ними мир возник как результат отделения Неба от Земли и священного брака между ними. Само мироздание включает три сферы: верхнюю сферу- сферу звезд и планет, среднюю сферу- сферу обитаемого мира, и сферу нижнего мира, в которой находятся область подземных вод и область царства мертвых. Верхняя сфера управлялась богом Аном. Значимое место в пантеоне отводилось богине  неба Инанне, отождествлявшейся с планетой Венерой. Сфера обитаемого мира была во власти бога Энлиля. В более позднем периоде, в Вавилоне, он становится покровителем царской власти. Область подземных вод нижней сферы подчиняется богу Энки- владыке земли, покровителю ремесел и искусства. Энки вместе с главной богиней-матерью Нинмах почитались как создатели людей. В области царства мертвых властвовали боги-супруги Нергал и Эрешкигаль, а также грозные боги-судьи.

Ученые выделяют три этапа в религии шумеров. Первый характеризуется превращением общинно-родовых богов в богов-демиургов (творцов мира) и богов местности (города, дома и т.д.). Второй этап- это период шумерско-аккадского синкретизма, когда происходит слияние шумерских и аккадских богов с одинаковыми функциями:Энлиль-Бэл, Инанна-Иштар и т.д. Третий период- унификация пантеона, когда в качестве главного бога почитается Энлиль-Бэл, затем стоящие  рядом с  ним Ан и Энки и т.д.

В шумерской цивилизации были заложены начала науки, которая была вписана в религиозное мировоззрение. Шумерские жрецы систематически проводили научные наблюдения на протяжении длительного времени. Халдейские, ассирийские, вавилонские жрецы и маги, как и в Древнем Египте, имели обширные знания о психике человека, владели опытом внушения и гипноза. Характерной особенностью месопотамской культуры являлось представление о правомерности смерти, которая представляла собой зло ( в противоположность отношению к смерти в Египте). Смысл жизни человека видели в борьбе со злом, впоследствии чего наградой будет доброе имя и благодарная память потомков .

Священные храмы-зиккураты- возводились на холмах из сырцовых кирпичей и облицовывались глазурованными плитками, выложенными мозаично в виде геометрического орнамента. Зиккурат, построенный в Вавилоне  в честь  бога Мардука(  высота 91 м), упоминается в Библии как знаменитая Вавилонская башня.

В первой половине 2 тыс. до н.э. произошло новое объединение всех государств Месопотамии вокруг Вавилона. В течение почти 2 тысяч лет Вавилон оставался экономическим и культурным  центром . Слово «Вавилон» переводится как «Врата бога» («Баб-Или»). Впервые Вавилон достиг своего могущества при царе Хаммурапи. Им были завоеваны Шумер, Аккад и Ассирия. Хаммурапи создал первую в истории цивилизации законодательную систему.

Верховным богом вавилонского пантеона был Мардук. Кроме него, были бог солнца Шамаш, бог луны Синна, богиня Иштар и ее муж- умирающий и воскресающий бог Таммуз, почитаемые как боги растительности и плодородия.  Наряду с культом богов было распространено и почитание демонов добра и зла.  «Злой семерке» противопоставлялись «Семь мудрецов». Этот  культ лег в основу современной семидневной недели. Важным был культ небесных светил, что способствовало быстрому развитию астрономии и математики.  Возвышение Ассирии привело к тому, что место Мардука занял бог Ашшур и т.д. Религиозные праздники были связаны со сроками сельскохозяйственных работ, с циклами Луны, Солнца, Венеры. Новолуние, полнолуние, зимнее и весеннее равноденствие- все это были дни больших мистериальных праздников.

Культура Месопотамии во многом являлась источником библейской мифологии, а достижения  её цивилизаций пополнили сокровищницу мировой цивилизации.
Религии Древнего Ирана: зороастризм, митраизм, манихейство.

Зороастризм- религия древних иранцев,  предками которых были протоиндоиранские племена. Сложилось почитание двух групп божеств: дэвов, связанных с силами природы, и ахуров, более абстрактных, олицетворяющих такие добродетели, как справедливость, дружба, порядок и т.п. Эти две группы объединяются в дальнейшем. «Природные» боги- бог огня Митра и бог воды Варуна, приобретающие антропоморфный облик- получают  титул «ахура», что обозначает «Бог, господин». Постепенно в пантеоне богов выделяется  главный бог Ахура-Мазда, «Бог мудрости». Именно культ этого бога стал центральным в зороастризме. Зороастризм получил вое название по имени религиозного реформатора Заратуштры( в европейской традиции- Зороастр), жившего около 1200 г. до н.э.( некоторые исследователи считают, что позднее), а его религия господствовала с V в. до н.э. поVII в. н.э.  Он создал новое религиозное учение, основой которого стал религиозный дуализм- противостояние Добра и Зла, олицетворением которых стали добрый бог Ахура-Мазда (Ормузд) и злой бог Анхра-Майнью (Ариман).Каждый правит по  три тысячи лет в истории человечества, которую зороастризм ограничивает двенадцатью тысячами лет. В последнем периоде, периоде господства Анхра-Манью, появится спаситель из рода Заратуштры, добро одержит победу над злом и возникнет царство справедливости, в котором вечно будет править Ахура-Мазда ( его антропоморфное изображение: человек с крыльями в солнечном диске).

Мотивы зороастризма о загробном воздаянии, предполагающем существование рая и ада, эсхатологической концепции конца света, появлении спасителя и последующего суда сходны с соответствующими  представлениями в иудаизме, христианстве и исламе. Исследователи считают, что именно зороастризм явился одним из источников этих представлений.

Одним из  основных элементов обрядовой практики зороастризма являлось поклонение священному огню, перед которым читали тексты священной книги Авесты (написана в первой половине I тысячелетия до н.э.).

Три главные книги Авесты- Ясна, Яшта и Ведидад. Пять раз в день возносились молитвы; иранское слово «намаз», обозначающее молитву, как и требование пятикратной молитвы,  вероятно пришло в ислам из зороастризма. Отмечались в зороастризме календарные праздники, из которых самый главный- праздник Нового года, Ноуруз, отмечаемый в день весеннего равноденствия. Современных последователей зороастризма называют парсами и соответственно современный зороастризм называют парсизмом.

Митраизм. Древний культ персидского  бога Митры(«договор», «согласие»), который почитался как бог Солнца и вечного огня, как ближайший помощник Ахура-Мазды, получает особое распространение с I в. н.э. Первоначально культу Митры был распространен в Средней Азии и Индии, затем он пронкает в Рим, а со II в. распространяется по всей территории Римской империи. Праздники митраизма связаны с Солнцем. Самый главный праздновался 25 декабря, в день зимнего солнцеворота. Этот день отмечался и как день рождения Митры. Митраизм не допускал женщин в  свои храмы- митреумы, это была религия мужчин, женщины могли поклоняться Митре лишь у домашнего  алтаря. Однако побежденный христианством митраизм оказал на него свое влияние, об этом свидетельствует сама христианская терминология- митра, митрополит, празднование 25 декабря Рождества Христова и т.д.

Манихейство. Это религия, которая сформировалась в Персии в III в. н.э. Основателем ее явился Мани (216-277). Он родился в семье персов, последователей зороастризма, которые затем становятся членами иудео-христианской секты. Мани создает новое религиозное учение как синтез элементов многих религий и объявляет его высшей и истинной религией, возвращающей человечество к существовавшей когда-то первоначальной истиной вере, искаженной впоследствии многочисленными поздними религиями. Наибольшее влияние на Мани оказало учение гностиков- течение христианства, возникшее во II в.н.э. Иногда манихейство называют гностической религией. Гностицизм был создан людьми, перешедшими от иудаизма к христианству. Отсюда неприятие гностиками Ветхого Завета, отрицание всемогущества Бога, отрицание создания Богом мира и человека, отрицание Иисуса Христа как богочеловека. Они считали, что Иисус Христос- это небесный эон («сияние», «свет»), который затем показался в теле Иисуса. Всё это в той или иной мере прослеживается в манихействе. Заимствуя у гностиков учение об избранных духовных личностях, несущих людям особое знание- гнозис, Мани объявляет таковыми Будду, Заратуштру, Иисуса-эона. Венчает этот ряд он сам- Мани.  Исходная позиция учения Мани- признание дуалистического начала мира, в котором противостояли друг другу две независимые равноправные силы, разделенные пустым пространством, - Свет и  Мрак. Главное воплощение Света- Отец Величия, который затем воплощается в Иисусе-сиянии. В свою очередь от Иисуса-сияния исходят три эманации: Разум Света, Христос-младенец и эсхатологический Судья. Противоположное враждебное  Свету начало- Мрак, который воплощается в материи. Первоначальная разделенность Света и Мрака в конце концов заканчивается, начинается второй период в эволюции мира- смешение Мрака с царством Света. Результатом этот становится рождение нашего мира и самого человечества. В результате Страшного Суда чистые светоносные души устремятся в созданный для них новый эон- царство Света, а темные навечно останутся в мучительном царстве Мрака. Манихейство предлагало аскетизм, в том числе и в своей культовой практике. Большое место занимают посты (воскресенье, понедельник и в день смерти Мани). Свое знание Мани изложил в работах, написанных на арамейском языке. Это «Живое евангелие», «Сокровища жизни», «Прагматия»(труд, трактат), «Книга таинств», «Книга гигантов», «Послания» и «Псалмы». Перестав существовать к XIII в. в виде отдельной религии, идеи манихейства зачастую использовались в многочисленных средневековых ересях.


Религия Древней Греции. Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм. На смену архаическим верованиям, связанным с фетишизмом, тотемизмом, магией и почитанием духов предков, приходит вера в богов. Боги были антропоморфными. Греческий пантеон богов предстает перед нами в знаменитом произведении поэта Гесиода «Теогония» ( «Происхождение богов»), созданного около 700 г. до н.э. Гесиод  излагает космогоническую концепцию рождения мира и богов, прослеживает генеалогические связи между ними. Первые боги- Гея-Земля и Уран-Небо, возникшие из Хаоса, - произвели поколение могучих и грозных титанов, а также страшных сторуких циклопов. Светлые боги-олимпийцы свергли титанов и поделили мир между собой: Зевс становится повелителем неба, его брат Посейдон- владыкой морей, а Аид господствует в подземном царстве. Земля остается в общем владении. Однако высшая власть принадлежит Зевсу, который правит и людьми, и богами, ведает всем в мире. Кроме  мифов о богах, у греков существовали различные мифы о героях ( о Геракле, Тесее, Персее и т.д.).  Герои- это полубоги, которые обладают сверхчеловеческой силой., но, в отличие от богов, не бессмертны. Таким образом, устройство мира осуществилось в результате смены поколений богов и деятельности героев- промежуточного звена между богами и людьми.  Боги были не только антропоморфны, но и  наделялись свойственными человеку характерами. Кроме того, в представлениях о богах отражается изменение форм деятельности людей, их систем ценностей.  С развитием ремесел, появлением многообразных форм деятельности людей усложняются и функции богов. Они становятся покровителями определенных сфер деятельности людей, а также отношений между людьми (Аполлон- бог юности и покровитель искусств, Афродита- богиня любви, Афина- богиня мудрости, Гера – богиня брака, Дионис- виноделия и т.д.) В классический период в Греции появляются культы божеств, связанных  с политическими ценностями- Демократии, Мира, Правосудия и т.д. Среди них особенно известна и почитаема Ника- богиня победы.

Кроме того, боги становятся покровителями государств, складываются  государственные культу полисных богов: в Афинах- культ покровительницы Афины, в Коринфе- культ Посейдона, в Аргосе- культ покровительницы Геры и т.п.

Фатализм был одной из основных черт мироощущения древних греков. В Греции процветали пророчества, прорицания, гадания. Самым знаменитым был оракул храма Аполлона в городе Дельфы- дельфийский оракул.

В честь богов проводились состязания: Олимпийские игры - спортивные состязания, посвященные Зевсу и проводившиеся раз в четыре года( с 776 г. до н.э.); Пифийские – спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах, проводившиеся раз в четыре года; Истмийские- в честь Посейдона, проводились под Коринфом раз в два года.

К этому же времени относится и возникновение греческого театра, который вырос из представлений в честь бога Диониса. Трагедия возникла из культа Диониса, комедия – из песен и плясок сатиров в честь Диониса.

В честь богов строились многочисленные храмы и храмовые комплексы. Например, главными храмами Акрополя являются Парфенон и Эрехтейон. Они посвящены богине Афине- покровительнице города..

Эллинистический период был связан с  завоевательными походами Александра Македонского, основавшего огромную империю от Дуная до Инда. Наступила эпоха эллинизма- синтез эллинской и восточной культур.

В Греции рапространяются культы восточных богов – египетских Осириса и Исиды, персидского умирающего и воскресающего бога Митры, фригийской богини плодородия Кибелы, а также оживление древних мистериальных культов. Мистерии- общее  название тайных, закрытых для непосвященных ритуалов. В этих культах мисты (посвященные) проходили специальную подготовку – обряды очищения, посвящения, практику особых психотехник, вызывающих состояние экстаза, транса. Оживление мистериальных культов в эпоху после распада полисной системы Греции и возрастание роли жрецов как духовных руководителей людей подготавливало почву для позднейшего восприятия идей христианства.   
Религия Древнего Рима. Древнейшие верования племен,  образовавших население первоначального Рима, как и верования других древних  народов, были связаны с архаическими религиозными представлениями и обрядами, среди которых значительное место занимала вера в духов. Культы духов, превратившихся в богов, просуществовали в Римской империи до победы христианства. Это были культы  пенатов- хранителей дома, ларов- хранителей семьи и ее устоев, гениев, которые почитались изначально как генеалогические боги, боги рода, а затем превратились в богов- покровителей мужчин.

Главным в Древнем Риме был официальный, государственный культ, официальный пантеон богов, связанный прежде всего с самим городом.  Основание Рима было связано с сыновьями бога войны Марса, близнецами Ромулом и Ремом, вскормленными волчицей. Знаки великой  судьбы Рима были принесены божественным потомком- Энеем, сыном троянца Анхиса и богини Афродиты.     Греческая  религия оказала большое влияние на римскую культуру.  В отличие от  неё, в римской царил формализм( отношения с богом представлялись как договорные: человек чтит богов, принося жертвы и вознося молитвы, а боги за это должны были оказывать ему покровительство). Римские боги стали отождествляться с греческими: Юпитер с Зевсом, Нептун с Посейдоном, Юнона с Герой , Минерва с Афиной и т.д. В главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войны Марс и бог Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юнона (хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости, искусства и ремесел). Их считали защитниками государства.

На Капитолийском холме в Риме, где находились важнейшие государственные учреждения, в VI в. до н.э. был возведен храм Юпитера, а затем и храм Весты, богини огня, официально провозглашенной покровительницей римского народа. Сословное деление граждан Рима на патрициев и плебеев привело к появлению сословных культов: у патрициев- культ Диоскуров, у плебеев- культ Либера, Либеры (мужское и женское божество плодородия и виноградарства), а также богини плодородия Цереры. Римский пантеон включал богов, олицетворяющих добродетели- верность (Фидес), согласие (Конкордия), мужество (Виртус), мир (Пакс) и т.д.

Всех богов римляне делили на три категории- небесных, земных (хтонических) и подземных. В качестве богини подземного мира почиталась Церера, первоначально богиня плодородия. Почитаемые души предков, по представлению римлян, сами становятся богами, а  души умерших нечестивцев, злодеев,  а также тех, кто не получил правильного погребения- злыми, мстительными существами- ларвами и лемурами.

Все официальные обряды в Риме совершались жрецами. Высшей жреческой коллегией была коллегия понтификов во главе с Великим понтификом, избираемым пожизненно. В ведении жрецов были гадания и предсказания, толкование знамений. Жрецы-гадатели определяли будущее по внутренностям жертвенных животных (гаруспики) и полету птиц (авгуры).

В республиканском, а затем императорском Риме пантеон римских богов пополняется чужеземными богами. Распространяются культы египетских Осириса и Исиды, персидского Митры, культ дорийской богини плодородия Кибелы, мистериальные культы Греции.



Эпоха поздней Римской империи ознаменована сосуществованием и борьбой уходящей античной традиции и новой- христианской. Христианство приходит из восточных провинций и несет в себе идею ожидания мессии- спасителя. Окончательную победу христианство одержало при императоре Константине. Христианство оказало большое влияние на развитие европейской мировой культуры. Оно было подготовлено  в значительной мере  греко-римской духовной культурой. В ней появляются  имеющие принципиальное значение для христианства идеи Бога как бесконечно чистого духа, связи человеческой души с Божеством, потребности в искуплении, идея Логоса как посредника между Богом и людьми.  В становлении христианства сыграли большую роль религиозные тенденции позднего эллинизма-  восточные мифы о умирающем и воскресающем боге, сближение религий, усиление идеи единобожия, необходимость чуда, сверхъестественной помощи для избавления от греховной земной жизни, враждебной человеку и т.д.Основные идеи христианства- идея греховности человеческого рода, спасения, необходимого каждому человеку, искупления грехов, сострадания. Христианство ставило перед людьми новую цель, соединяя надежду на личное бессмертие с надеждой на всеобщее спасение и обновление в ожидаемом Царстве Божьем, обосновывало идею братства людей, равных в грехе и искуплении.

Христианство во многом отличается от античного язычества. Для христиан характерны: ориентация на внутренний мир человека( античность- на внешний); вера в чудо, авторитет (разум); греховность земной жизни(радость земного бытия); приоритет духовного над телесным(культ телесного бытия); смирение человека (активность); аскетизм(полнота жизни) и т.д.

В 396 году  произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную . В 476 году закончилась история Западной Римской империи и  началась эпоха Средневековья. Восточная Римская империя просуществовала до 1453 г. как Византия.

Победа христианства в IV в.н.э. означала окончание религии Древнего Рима. Однако до сих пор наука и культура используют тот понятийный аппарат, который был создан в Древнем Риме (понятии «религия», «сакральный» и т.д.).

 
s
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru