Древние религии |
![]() |
Схема социального устройства Египта напоминала пирамиду. Влиятельнейшей группой были жрецы, имевшие в отдельные периоды большую власть, чем сам фараон, а также богатая знать. Власть фараона воспринималась как сакральная: цари считались потомками бога Солнца Ра, который был первым владыкой Египта. Бог Амон- покровитель фараонов- символизировал их божественное происхождение от Ра, а соединение двух божеств в одно(Амон-Ра) утверждало тождественность солнца и верховного правителя. Фараон в соответствии с египетской мифологией с начала первой династии считался богом Гором, который изображался в виде сокола. Цель египетской космологии состояла не только в том, чтобы объяснить происхождение мира, но и доказать божественность царя. Фараон, соединявший в себе царя и бога, объединял высшую политическую и религиозную власть, которая была неограниченной и абсолютной. Почитание фараона как бога, создавшего мир, представляет собой одну из ранних космогонических концепций древнего Египта. Мифологическую систему Египта можно охарактеризовать как политеизм, поскольку она включала в себя культы множества богов(около 2000). Например, бог Сонца почитался как существующий в различных ипостасях: Атум- бог Солнца, создавший сам себя из первоначального океана; Амон, чье имя означает таинственный, скрытый, невидимый, символизировал ночное солнце, которое освещает царство мертвых; Ра- бог движущегося по небу, восходящего и заходящего солнца; Атон- олицетворяющий солнечный круг, солнечный диск, солнце в зените. А миф об Осирисе (согласно «Текстам пирамид») относится к мифам об умирающем и воскресающем боге или к календарному мифу, поскольку предполагалось, что он связан с сезонными изменениями в природе. Смерть и воскрешение Осириса- символ ежегодной смерти растительности, воскресающей в побегах следующего года. Это миф о вечном возвращении творящего бога. Зооморфные черты прослеживаются в изображении многих египетских богов. Характерной чертой было обожествление животных как воплощения различных божеств. Почитались такие животные как бык(Апис), кошка (Баст), крокодил(Себек), львица(Тефнут), шакал(Анубис), Зооморфные черты в облике божеств сохранялись в мифологии, сочетаясь с антропоморфными. Так, например, бог Гор изображался с головой сокола, а бог Тот- с головой павиана или птицы ибиса. То, что многие из них имеют головы животных указывает на тотемические корни египетской мифологии. Кроме животных, объектами поклонения у египтян были и растения (лотос и др.), а также неодушевленные предметы, в частности символы власти царей. Огромную роль в египетской мифологии играл заупокойный культ: загробная жизнь представлялась как непосредственное продолжение земной, необходимым условием было сохранение тела умершего( в связи с чем распространился обряд мумифицирования), строительства жилища(пирамид и гробниц), приношение в жертву даров. Н.Бердяев писал, что египетская культура была основана на жажде вечности, Воскресения. Одним из важнейших для египтян, определявших их погребальные ритуалы и содержание их древнейших текстов было представление о суде после смерти, который решает дальнейшую судьбу человека. Загробный суд- один из высших культурных принципов человечества наравне с концепцией происхождения и развития мира. Представления древних египтян о загробной жизни отражены в «Книге мертвых». Это условное название папируса, который насчитывал около 200 глав, состоящих из молитв и магических заклинаний. (древнейшие тексты высекали на стенах пирамид; Тексты пирамид сменились Текстами саркофагов и около 3600 лет назад на основе Текстов пирамид и Текстов саркофагов была составлена «Книга мертвых»). Египетская цивилизация имела самый сложный посмертный ритуал из известных на Земле. Мифологические воззрения Древнего Египта нашли свое отражение в литературе, различных видах изобразительного искусства: архитектуре, живописи, декоративном искусстве. Дошедшими до нас памятниками египетской архитектуры являются храмы и гробницы. Лучше всего сохранились храмы, посвященные богу Амону-Ра в Карнаке и Луксоре. Из семи чудес света до наших дней дошли только пирамиды. Самая ранняя пирамида- пирамида Джосера (архитектор Имхотеп) была построена около 5 тыс. лет назад. Самая знаменитая и значительная по размерам- пирамида Хеопса ( высота 14 7 м, сейчас 137 м). Пирамиды были символами восхождения в область Ра, куда надеялся попасть умерший царь. Ступенчатая пирамида напоминает лестницу, а гладкие склоны- наклонные лучи солнца. Другим символом египетской культуры был сфинкс - существо с телом льва и головой человека. В истории Древнего Египта был религиозный реформатор-фараон Аменхотеп IV, который принял новое имя, изменив его на Эхнатон( то есть «угодный Атону»), и предпринял попытку в XIV веке до н.э. установить новый культ единого бога Атона( бога солнечного круга, солнечного диска). Его стали изображать в виде солнечного диска с лучами, которые оканчивались человеческими ладонями, руками, держащими крест: иероглиф, обозначавший «жизнь». Он основал новую столицу Ахетатон, посвятив ее новому божеству. Это была первая попытка утверждения монотеизма в истории человечества. В рамках мифологической системы мышления были накоплены серьёзные знания. Знания были эзотерическими(тайные знания, доступные только посвященным, не имеющим права распространять их дальше) и могли быть использованы жрецами для мистерий и мистификаций. Помимо астрономических сведений жрецы накапливали знания в области медицины, математики, фармакологии, химии, психологии и др. Эти знания носили сакральный характер ( сакральное- все, что относится к культу, поклонению особо ценным идеалам, освященное, святое, заветное). Опыт, накопленный в течение тысячелетий древней культурой Египта был усвоен и использован последующими поколениями и обогатил эллинистическую, а затем и западноевропейскую культуру.
Влияние шумеров благодаря торговым контактам распространилось на Малую Азию и Египет. Шумерами было изобретено колесо и повозка, гончарный круг и бронза, цветное стекло, клинопись. У шумеров была развита математика, они создали правовые кодексы, а в литературе- мифологический эпос (поэма о Гильгамеше). В шумерской мифологии появились мифы о сотворении мира. В Шумере было развито представление о рае как божественном саде, которое затем перешло к вавилонянам и в Библию (это же относится к древу познания добра и зла, сотворению Евы из ребра Адама, Всемирному потопу и т.д.) Из всех народов, заселявших этот регион, именно шумеры, а затем и аккадцы оказали наибольшее влияние на развитие религиозных верований Месопотамии. Все религии раннеклассового общества сохраняют пережитки тотемизма, фетишизма, магических представлений первобытного, архаического общества. Так и религиозные представления шумеров включали в себя поклонение многочисленным духам, добрым и злым, поклонение растениям, священным животным. В Месопотамии объектами поклонения были тростник, тамариск, финикийская пальма, кедр. Объектами поклонения были и животные. Наряду с этим возникает и вера в богов. Политеизм в Месопотамии сочетался с космогоническими представлениями того времени. В соответствии с ними мир возник как результат отделения Неба от Земли и священного брака между ними. Само мироздание включает три сферы: верхнюю сферу- сферу звезд и планет, среднюю сферу- сферу обитаемого мира, и сферу нижнего мира, в которой находятся область подземных вод и область царства мертвых. Верхняя сфера управлялась богом Аном. Значимое место в пантеоне отводилось богине неба Инанне, отождествлявшейся с планетой Венерой. Сфера обитаемого мира была во власти бога Энлиля. В более позднем периоде, в Вавилоне, он становится покровителем царской власти. Область подземных вод нижней сферы подчиняется богу Энки- владыке земли, покровителю ремесел и искусства. Энки вместе с главной богиней-матерью Нинмах почитались как создатели людей. В области царства мертвых властвовали боги-супруги Нергал и Эрешкигаль, а также грозные боги-судьи. Ученые выделяют три этапа в религии шумеров. Первый характеризуется превращением общинно-родовых богов в богов-демиургов (творцов мира) и богов местности (города, дома и т.д.). Второй этап- это период шумерско-аккадского синкретизма, когда происходит слияние шумерских и аккадских богов с одинаковыми функциями:Энлиль-Бэл, Инанна-Иштар и т.д. Третий период- унификация пантеона, когда в качестве главного бога почитается Энлиль-Бэл, затем стоящие рядом с ним Ан и Энки и т.д. В шумерской цивилизации были заложены начала науки, которая была вписана в религиозное мировоззрение. Шумерские жрецы систематически проводили научные наблюдения на протяжении длительного времени. Халдейские, ассирийские, вавилонские жрецы и маги, как и в Древнем Египте, имели обширные знания о психике человека, владели опытом внушения и гипноза. Характерной особенностью месопотамской культуры являлось представление о правомерности смерти, которая представляла собой зло ( в противоположность отношению к смерти в Египте). Смысл жизни человека видели в борьбе со злом, впоследствии чего наградой будет доброе имя и благодарная память потомков . Священные храмы-зиккураты- возводились на холмах из сырцовых кирпичей и облицовывались глазурованными плитками, выложенными мозаично в виде геометрического орнамента. Зиккурат, построенный в Вавилоне в честь бога Мардука( высота 91 м), упоминается в Библии как знаменитая Вавилонская башня. В первой половине 2 тыс. до н.э. произошло новое объединение всех государств Месопотамии вокруг Вавилона. В течение почти 2 тысяч лет Вавилон оставался экономическим и культурным центром . Слово «Вавилон» переводится как «Врата бога» («Баб-Или»). Впервые Вавилон достиг своего могущества при царе Хаммурапи. Им были завоеваны Шумер, Аккад и Ассирия. Хаммурапи создал первую в истории цивилизации законодательную систему. Верховным богом вавилонского пантеона был Мардук. Кроме него, были бог солнца Шамаш, бог луны Синна, богиня Иштар и ее муж- умирающий и воскресающий бог Таммуз, почитаемые как боги растительности и плодородия. Наряду с культом богов было распространено и почитание демонов добра и зла. «Злой семерке» противопоставлялись «Семь мудрецов». Этот культ лег в основу современной семидневной недели. Важным был культ небесных светил, что способствовало быстрому развитию астрономии и математики. Возвышение Ассирии привело к тому, что место Мардука занял бог Ашшур и т.д. Религиозные праздники были связаны со сроками сельскохозяйственных работ, с циклами Луны, Солнца, Венеры. Новолуние, полнолуние, зимнее и весеннее равноденствие- все это были дни больших мистериальных праздников. Культура Месопотамии во многом являлась источником библейской мифологии, а достижения её цивилизаций пополнили сокровищницу мировой цивилизации.
Зороастризм- религия древних иранцев, предками которых были протоиндоиранские племена. Сложилось почитание двух групп божеств: дэвов, связанных с силами природы, и ахуров, более абстрактных, олицетворяющих такие добродетели, как справедливость, дружба, порядок и т.п. Эти две группы объединяются в дальнейшем. «Природные» боги- бог огня Митра и бог воды Варуна, приобретающие антропоморфный облик- получают титул «ахура», что обозначает «Бог, господин». Постепенно в пантеоне богов выделяется главный бог Ахура-Мазда, «Бог мудрости». Именно культ этого бога стал центральным в зороастризме. Зороастризм получил вое название по имени религиозного реформатора Заратуштры( в европейской традиции- Зороастр), жившего около 1200 г. до н.э.( некоторые исследователи считают, что позднее), а его религия господствовала с V в. до н.э. поVII в. н.э. Он создал новое религиозное учение, основой которого стал религиозный дуализм- противостояние Добра и Зла, олицетворением которых стали добрый бог Ахура-Мазда (Ормузд) и злой бог Анхра-Майнью (Ариман).Каждый правит по три тысячи лет в истории человечества, которую зороастризм ограничивает двенадцатью тысячами лет. В последнем периоде, периоде господства Анхра-Манью, появится спаситель из рода Заратуштры, добро одержит победу над злом и возникнет царство справедливости, в котором вечно будет править Ахура-Мазда ( его антропоморфное изображение: человек с крыльями в солнечном диске). Мотивы зороастризма о загробном воздаянии, предполагающем существование рая и ада, эсхатологической концепции конца света, появлении спасителя и последующего суда сходны с соответствующими представлениями в иудаизме, христианстве и исламе. Исследователи считают, что именно зороастризм явился одним из источников этих представлений. Одним из основных элементов обрядовой практики зороастризма являлось поклонение священному огню, перед которым читали тексты священной книги Авесты (написана в первой половине I тысячелетия до н.э.). Три главные книги Авесты- Ясна, Яшта и Ведидад. Пять раз в день возносились молитвы; иранское слово «намаз», обозначающее молитву, как и требование пятикратной молитвы, вероятно пришло в ислам из зороастризма. Отмечались в зороастризме календарные праздники, из которых самый главный- праздник Нового года, Ноуруз, отмечаемый в день весеннего равноденствия. Современных последователей зороастризма называют парсами и соответственно современный зороастризм называют парсизмом. Митраизм. Древний культ персидского бога Митры(«договор», «согласие»), который почитался как бог Солнца и вечного огня, как ближайший помощник Ахура-Мазды, получает особое распространение с I в. н.э. Первоначально культу Митры был распространен в Средней Азии и Индии, затем он пронкает в Рим, а со II в. распространяется по всей территории Римской империи. Праздники митраизма связаны с Солнцем. Самый главный праздновался 25 декабря, в день зимнего солнцеворота. Этот день отмечался и как день рождения Митры. Митраизм не допускал женщин в свои храмы- митреумы, это была религия мужчин, женщины могли поклоняться Митре лишь у домашнего алтаря. Однако побежденный христианством митраизм оказал на него свое влияние, об этом свидетельствует сама христианская терминология- митра, митрополит, празднование 25 декабря Рождества Христова и т.д. Манихейство. Это религия, которая сформировалась в Персии в III в. н.э. Основателем ее явился Мани (216-277). Он родился в семье персов, последователей зороастризма, которые затем становятся членами иудео-христианской секты. Мани создает новое религиозное учение как синтез элементов многих религий и объявляет его высшей и истинной религией, возвращающей человечество к существовавшей когда-то первоначальной истиной вере, искаженной впоследствии многочисленными поздними религиями. Наибольшее влияние на Мани оказало учение гностиков- течение христианства, возникшее во II в.н.э. Иногда манихейство называют гностической религией. Гностицизм был создан людьми, перешедшими от иудаизма к христианству. Отсюда неприятие гностиками Ветхого Завета, отрицание всемогущества Бога, отрицание создания Богом мира и человека, отрицание Иисуса Христа как богочеловека. Они считали, что Иисус Христос- это небесный эон («сияние», «свет»), который затем показался в теле Иисуса. Всё это в той или иной мере прослеживается в манихействе. Заимствуя у гностиков учение об избранных духовных личностях, несущих людям особое знание- гнозис, Мани объявляет таковыми Будду, Заратуштру, Иисуса-эона. Венчает этот ряд он сам- Мани. Исходная позиция учения Мани- признание дуалистического начала мира, в котором противостояли друг другу две независимые равноправные силы, разделенные пустым пространством, - Свет и Мрак. Главное воплощение Света- Отец Величия, который затем воплощается в Иисусе-сиянии. В свою очередь от Иисуса-сияния исходят три эманации: Разум Света, Христос-младенец и эсхатологический Судья. Противоположное враждебное Свету начало- Мрак, который воплощается в материи. Первоначальная разделенность Света и Мрака в конце концов заканчивается, начинается второй период в эволюции мира- смешение Мрака с царством Света. Результатом этот становится рождение нашего мира и самого человечества. В результате Страшного Суда чистые светоносные души устремятся в созданный для них новый эон- царство Света, а темные навечно останутся в мучительном царстве Мрака. Манихейство предлагало аскетизм, в том числе и в своей культовой практике. Большое место занимают посты (воскресенье, понедельник и в день смерти Мани). Свое знание Мани изложил в работах, написанных на арамейском языке. Это «Живое евангелие», «Сокровища жизни», «Прагматия»(труд, трактат), «Книга таинств», «Книга гигантов», «Послания» и «Псалмы». Перестав существовать к XIII в. в виде отдельной религии, идеи манихейства зачастую использовались в многочисленных средневековых ересях.
Религия Древней Греции. Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм. На смену архаическим верованиям, связанным с фетишизмом, тотемизмом, магией и почитанием духов предков, приходит вера в богов. Боги были антропоморфными. Греческий пантеон богов предстает перед нами в знаменитом произведении поэта Гесиода «Теогония» ( «Происхождение богов»), созданного около 700 г. до н.э. Гесиод излагает космогоническую концепцию рождения мира и богов, прослеживает генеалогические связи между ними. Первые боги- Гея-Земля и Уран-Небо, возникшие из Хаоса, - произвели поколение могучих и грозных титанов, а также страшных сторуких циклопов. Светлые боги-олимпийцы свергли титанов и поделили мир между собой: Зевс становится повелителем неба, его брат Посейдон- владыкой морей, а Аид господствует в подземном царстве. Земля остается в общем владении. Однако высшая власть принадлежит Зевсу, который правит и людьми, и богами, ведает всем в мире. Кроме мифов о богах, у греков существовали различные мифы о героях ( о Геракле, Тесее, Персее и т.д.). Герои- это полубоги, которые обладают сверхчеловеческой силой., но, в отличие от богов, не бессмертны. Таким образом, устройство мира осуществилось в результате смены поколений богов и деятельности героев- промежуточного звена между богами и людьми. Боги были не только антропоморфны, но и наделялись свойственными человеку характерами. Кроме того, в представлениях о богах отражается изменение форм деятельности людей, их систем ценностей. С развитием ремесел, появлением многообразных форм деятельности людей усложняются и функции богов. Они становятся покровителями определенных сфер деятельности людей, а также отношений между людьми (Аполлон- бог юности и покровитель искусств, Афродита- богиня любви, Афина- богиня мудрости, Гера – богиня брака, Дионис- виноделия и т.д.) В классический период в Греции появляются культы божеств, связанных с политическими ценностями- Демократии, Мира, Правосудия и т.д. Среди них особенно известна и почитаема Ника- богиня победы. Кроме того, боги становятся покровителями государств, складываются государственные культу полисных богов: в Афинах- культ покровительницы Афины, в Коринфе- культ Посейдона, в Аргосе- культ покровительницы Геры и т.п. Фатализм был одной из основных черт мироощущения древних греков. В Греции процветали пророчества, прорицания, гадания. Самым знаменитым был оракул храма Аполлона в городе Дельфы- дельфийский оракул. В честь богов проводились состязания: Олимпийские игры - спортивные состязания, посвященные Зевсу и проводившиеся раз в четыре года( с 776 г. до н.э.); Пифийские – спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах, проводившиеся раз в четыре года; Истмийские- в честь Посейдона, проводились под Коринфом раз в два года. К этому же времени относится и возникновение греческого театра, который вырос из представлений в честь бога Диониса. Трагедия возникла из культа Диониса, комедия – из песен и плясок сатиров в честь Диониса. В честь богов строились многочисленные храмы и храмовые комплексы. Например, главными храмами Акрополя являются Парфенон и Эрехтейон. Они посвящены богине Афине- покровительнице города.. Эллинистический период был связан с завоевательными походами Александра Македонского, основавшего огромную империю от Дуная до Инда. Наступила эпоха эллинизма- синтез эллинской и восточной культур. В Греции рапространяются культы восточных богов – египетских Осириса и Исиды, персидского умирающего и воскресающего бога Митры, фригийской богини плодородия Кибелы, а также оживление древних мистериальных культов. Мистерии- общее название тайных, закрытых для непосвященных ритуалов. В этих культах мисты (посвященные) проходили специальную подготовку – обряды очищения, посвящения, практику особых психотехник, вызывающих состояние экстаза, транса. Оживление мистериальных культов в эпоху после распада полисной системы Греции и возрастание роли жрецов как духовных руководителей людей подготавливало почву для позднейшего восприятия идей христианства.
Главным в Древнем Риме был официальный, государственный культ, официальный пантеон богов, связанный прежде всего с самим городом. Основание Рима было связано с сыновьями бога войны Марса, близнецами Ромулом и Ремом, вскормленными волчицей. Знаки великой судьбы Рима были принесены божественным потомком- Энеем, сыном троянца Анхиса и богини Афродиты. Греческая религия оказала большое влияние на римскую культуру. В отличие от неё, в римской царил формализм( отношения с богом представлялись как договорные: человек чтит богов, принося жертвы и вознося молитвы, а боги за это должны были оказывать ему покровительство). Римские боги стали отождествляться с греческими: Юпитер с Зевсом, Нептун с Посейдоном, Юнона с Герой , Минерва с Афиной и т.д. В главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войны Марс и бог Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юнона (хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости, искусства и ремесел). Их считали защитниками государства. На Капитолийском холме в Риме, где находились важнейшие государственные учреждения, в VI в. до н.э. был возведен храм Юпитера, а затем и храм Весты, богини огня, официально провозглашенной покровительницей римского народа. Сословное деление граждан Рима на патрициев и плебеев привело к появлению сословных культов: у патрициев- культ Диоскуров, у плебеев- культ Либера, Либеры (мужское и женское божество плодородия и виноградарства), а также богини плодородия Цереры. Римский пантеон включал богов, олицетворяющих добродетели- верность (Фидес), согласие (Конкордия), мужество (Виртус), мир (Пакс) и т.д. Всех богов римляне делили на три категории- небесных, земных (хтонических) и подземных. В качестве богини подземного мира почиталась Церера, первоначально богиня плодородия. Почитаемые души предков, по представлению римлян, сами становятся богами, а души умерших нечестивцев, злодеев, а также тех, кто не получил правильного погребения- злыми, мстительными существами- ларвами и лемурами. Все официальные обряды в Риме совершались жрецами. Высшей жреческой коллегией была коллегия понтификов во главе с Великим понтификом, избираемым пожизненно. В ведении жрецов были гадания и предсказания, толкование знамений. Жрецы-гадатели определяли будущее по внутренностям жертвенных животных (гаруспики) и полету птиц (авгуры). В республиканском, а затем императорском Риме пантеон римских богов пополняется чужеземными богами. Распространяются культы египетских Осириса и Исиды, персидского Митры, культ дорийской богини плодородия Кибелы, мистериальные культы Греции.
Эпоха поздней Римской империи ознаменована сосуществованием и борьбой уходящей античной традиции и новой- христианской. Христианство приходит из восточных провинций и несет в себе идею ожидания мессии- спасителя. Окончательную победу христианство одержало при императоре Константине. Христианство оказало большое влияние на развитие европейской мировой культуры. Оно было подготовлено в значительной мере греко-римской духовной культурой. В ней появляются имеющие принципиальное значение для христианства идеи Бога как бесконечно чистого духа, связи человеческой души с Божеством, потребности в искуплении, идея Логоса как посредника между Богом и людьми. В становлении христианства сыграли большую роль религиозные тенденции позднего эллинизма- восточные мифы о умирающем и воскресающем боге, сближение религий, усиление идеи единобожия, необходимость чуда, сверхъестественной помощи для избавления от греховной земной жизни, враждебной человеку и т.д.Основные идеи христианства- идея греховности человеческого рода, спасения, необходимого каждому человеку, искупления грехов, сострадания. Христианство ставило перед людьми новую цель, соединяя надежду на личное бессмертие с надеждой на всеобщее спасение и обновление в ожидаемом Царстве Божьем, обосновывало идею братства людей, равных в грехе и искуплении. Христианство во многом отличается от античного язычества. Для христиан характерны: ориентация на внутренний мир человека( античность- на внешний); вера в чудо, авторитет (разум); греховность земной жизни(радость земного бытия); приоритет духовного над телесным(культ телесного бытия); смирение человека (активность); аскетизм(полнота жизни) и т.д. В 396 году произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную . В 476 году закончилась история Западной Римской империи и началась эпоха Средневековья. Восточная Римская империя просуществовала до 1453 г. как Византия. Победа христианства в IV в.н.э. означала окончание религии Древнего Рима. Однако до сих пор наука и культура используют тот понятийный аппарат, который был создан в Древнем Риме (понятии «религия», «сакральный» и т.д.).
|