Авторизация



Школьник России - информация, картинки, учебники, общение

Галерея изображений

Новый год!

География посетителей

Locations of visitors to this page
Религии Индии E-mail

Зарождение индийской религии относится к III тысячелетию до н.э.- периоду так называемой протоиндийской цивилизации, современницы древнего Египта и древней Месопотамии. Знания об индийской истории извлекаются из эпоса или религиозной литературы, которые сами создавались и передавались в устной форме и были письменно зафиксированы в первые века нашей эры..

Первым периодом в истории Индии со времени вторжения арийских племен считают ведический период («веда» означает «знание», Веды- древнейшие религиозные тексты). Веды ( которым более 3000 лет) были составлены на древнеиндийском языке – санскрите. Веды представляют собой собрания текстов, которые состоят из четырех сборников: Ригведа- книга гимнов; Самаведа- сборник ритуалов и песнопений, которые исполняют во время подготовки и в начале обряда жертвоприношения; Яджурведа- молитвенные формулы, руководство для жрецов по проведению жертвоприношений; Атхарваведа - сборник обрядов, песнопений и магических заклинаний. Веды были результатом устного творчества, затем жрецы обработали и записали их . При этом каждая Веда стала иметь свои ритуальные комментарии- Брахманы. Позднее ведическую литературу дополнили и религиозно-философские комментарии- Упанишады и Араньяки. Религия ведического периода представляла собой политеизм (в ведах упоминается до 3000 богов). В культе ведического периода центральную роль играли жертвоприношения. Жертвой был и первозданный человек – Пуруша, от которого произошла Вселенная и четыре касты индийского общества. Расчленение Пуруши- жертвоприношение во имя людей, аналогичное добровольной гибели Христа, но здесь речь идет о созидании, а не о спасении людей. Выделялись боги: Брахма- верховный бог, отождествившийся с Единым, Вишну- бог Солнца, Шива- бог Плодородия. И присоединившиеся к ним боги арийских племен во главе с Индрой – богом-громовержцем, аналогичным Зевсу древних греков и Перуну славян.

Около начала 1 тыс. до н.э. принято выделять брахманский период в истории Индии (по имени главного бога Брахмана). Период брахманизма охватывает промежуток с VIII до II в. до н.э. В это время складываются основы кастового строя в Индии. Четырьмя кастами или варнами (по-санскритски это слово означает цвет), были: брахманы (жрецы), кшатрии (воины и князья, правители), вайшьи(земледельцы, ремесленники, торговцы) и шудры (слуги и зависимые люди). С новым богом Брахманом стали связывать кастовое устройство. Из его головы появились брахманы, из рук- кшатрии, из тела- вайшьи и из ног- шудры. И никто – ни боги, ни люди – не могут переместить человека из одной варны в другую. Членам каждой из четырех варн предписывались особые правила поведения. Главным критерием оценки поведения человека являлось выполнение или нарушение дхармы – образа жизни, установленного Брахмой для каждой из варн. Позже система варн во многом изменилась. На смену четырем древним варнам пришла система из многих каст. Касты в отличии от варн являлись корпорациями, то есть имели внутреннюю организацию и обладали внутренними административными связями: регламент занятий, органы управления, обязательства взаимопомощи и т.д. Подобно ведизму брахманизм оставался политеизмом. Выделяются три главных бога: Брахма, Шива и Вишну. В брахманскую эпоху формируются основные религиозные идеи, ставшие общими для брахманизма, буддизма и индуизма. Душа человека, согласно представлениям брахманов, после смерти тела не погибает, а переселяется в другое тело, происходит реинкарнация- перевоплощение души. Следующее воплощение зависит от поведения человека в теперешней жизни и прежде всего от точности соблюдения им кастовых правил. Непрерывное колесо превращений называлось сансарой. Теоретическим обоснованием учения о перерождении стала карма (судьба). Карма, представляя собой нравственный результат всех деяний человека, определяет характер его нового рождения. Судьба человека истолковывалась как результат его поступков в прежней жизни. Учение о карме предполагает личную ответственность человека. Понятие кармы – ключевое для индийской мысли и в основе своей имеет этический характер. Понятия сансары и кармы были связаны с признанием бессмертности Атмана (сокровенная сущность человека, его индивидуальное духовное начало).

К VI в. до н.э. относится возникновение религии джайнизма. Первый вариант писаного канона джайнизма появился в III в. до н.э. В основе джайнизма лежит поклонение 24 пророкам, последним из которых и является основатель джайнизма. Им был выходец из семьи кшатриев Вардхамана. После многих лет духовного поиска он достиг высшего звания и стал известен под именем Джина, или Джайна, Махавира («Джина означает «победитель», Махавира - «великий герой»). Рассказы о Джине и его учениках составляют каноническую литературу джайнизма. Пять моральных истин джайнизма: не убивай, не лги, не воруй, не привязывайся к земным вещам, будь целомудрен (для монахов)- напоминают 10 заповедей Ветхого Завета. Вначале последователями учения стали аскеты, отказавшиеся от всех жизненных благ во имя достижения освобождения,- мокши. Джайнизм воспринял концепцию перерождения, сансары и кармы, концепцию смысла жизни человека-достижения состояния мокши, освобождения от бесконечности и неизбежности перерождений. Одно из основных понятий- джива, то есть душа. Джива присуща людям, животным, растениям, камням, джива есть во всем. Особую ценность приобрел принцип ахимсы- ненанесения вреда живому в любой форме. Путь освобождения включает, согласно учению джайнизма, три позиции: правильные воззрения, правильное познание, правильное поведение.

Утверждение индуизма началось со II в. до н.э. Отличительной чертой индуизма становится веротерпимость и способность поглощать иные культы благодаря учению об аватарах – воплощениях богов. Смысл индуизма, по Д.Неру, «живи и жить давай другим». В индуизме сохранился характер политеизма и зооморфизма брахманистской религии, было узаконено почитание животных. В основе индуизма, помимо Вед, лежат два выдающихся эпоса Древней Индии, возникшие примерно в середине I тысячелетия до н.э.,- «Махабхарата» и «Рамаяна». Наиболее важной частью «Махабхараты» является «Бхагавад-Гита» (песня о Бхагаване- одно из имен бога Кришны). Центральное место в пантеоне занимает «Тримурти», или триединый образ («троица»), символизирующий сотворение мира, его существование и гибель: Брахма- бог-творец, созидатель Вселенной; Вишну - хранитель мирового порядка, способный к перевоплощению в смертных существ; Шива- разрушитель мира в конце каждого космического цикла.

Большинство сект индуизма можно объединить в две группы: шиваизм и вишнуизм, в зависимости от того, какое главное божество ими почитается. Основным в вишнуизме является культ Вишну и связанных с ним богов, прежде всего Кришны и Рамы, являющимися самыми популярными из его антропоморфных воплощений. Повторение их тысячи имен является важнейшей молитвой вишнуизма. Популярность Кришны привела к тому, что кришнаизм, будучи первоначально ветвью вишнуизма, в конце концов оформился как самостоятельное течение индуизма. Шиваизм- направление индуизма, основой которого является почитание Шивы. Шива почитается и как создатель, и как охранитель, и как разрушитель мира. С образом Шивы слилось искусство ритма и танца. Сила Шивы заключена в шакти («сила», «энергия»)- духовной энергии, которая накапливается во время аскезы. Жена Шивы- Паравати, дочь царя Гималаев,- почитается в шиваизме как женское воплощение шакти. Именно с почитанием культа шакти связано оформление ещё одного течения в индуизме- шактизм.

Согласно воззрениям индуизма, три основные цели или фактора жизни, которые должны находиться в равновесии: дхарма – религия, долг, праведность; артха – материальные интересы, богатства и Кама- чувственные удовольствия. Высшей целью человеческой жизни ( в отличие от нирваны в буддизме) является спасение, выражающееся в соединении, слиянии атмана («души») с Брахмой (мировой душой), достигаемом выполнением обязанностей, накладываемых кастой, в которой рожден человек, что ведет к новому лучшему перевоплощению

Сикхизм является самой молодой национальной религией Индии. Он возник на севере Индии в Пенджабе в XV-XVI вв. Основателем был гуру Нанак (1469-1538). Сикхизм сформировался как синтез индуизма и ислама. Целью было примирить последователей двух наиболее распространенных в Индии религий, а также представителей различных каст. В основе сикхизма лежит идея единого Бога, выражающего себя во всем сущем. Сикхизм провозгласил равенство всех людей независимо от касты и социального положения, отрицал сложную обрядность и аскетизм, внешние формы почитания божества, провозгласил, что только внутренние намерения и чистота в служении Богу являются для Бога мерой личности. Сикхизм предложил людям новую систему ценностей- активная жизнь, упорный труд, взаимная помощь, и все это на фоне признания равенства всех людей. После смерти Нанака еще девять гуру возглавляли сикхизм. Каждый из последующих за Нанакой гуру был реформатором в своей общине: индусской или мусульманской. Так, пятый гуру Арджуна составил священную книгу сикхов Ади Грантх («Изначальная книга»), представляющую собой собрание стихотворений сихских гуру, а также мусульманских и индуистских поэтов. Сикхизм в современной Индии исповедуют около 20 млн человек, в основном в штате Пенджаб. Религиозным центром стал город Амритсар, где в «Золотом храме» хранился возложенный на престол Ади Грант.
 
s
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru