Авторизация



Школьник России - информация, картинки, учебники, общение

Галерея изображений

Новый год!

География посетителей

Locations of visitors to this page
Home
Религии Китая E-mail

В Китае около 5 тыс. лет назад зародилась одна из древнейших цивилизаций, которая оказала влияние на развитие всех народов, населявших страны Дальнего Востока. Вся история Китая связана с правлением династий императоров. Периоды культурного развития представляют собой этапы правления династий, переживающих подъём, период стабильности и спад. Среди династий, которые оставили наибольший след в развитии китайской культуры, можно выделить Шан, Чжоу, Цинь, Тан, Цин.

Древнекитайское общество- типичная восточная деспотия. Власть императора была абсолютной и сакральной. В Древнем Китае было почитание Неба, но не как божества, которому следует молиться и к которому можно обращаться с просьбами. Небо- это высший порядок, высшее проявление закона, которому должно подчиняться все мироздание и человек в том числе. Небо понималось как сознательное существо, управляющее миром. Государь, правитель был охранителем этого порядка на земле, поскольку выступал как сын неба. Наряду с культом неба в Древнем Китае существовал унаследованный от архаического общества культ духа предков, влияющих на жизнь и судьбу потомков. Пань-гу (творец мира) выступал как аналог индийского первочеловека Пуруши. Главными принципами древнекитайского мировоззрения были понятия «Инь» и «Ян». Эти понятия восходят к древним космогоническим представлениям, в которых они означали противоположные космические силы, упорядочивающие первобытный хаос. В философии они употреблялись для обозначения многих противоположных явлений: тьмы и света, воды и огня, пассивности и активности, женского и мужского начал. Эталоны представлений об этих изначальных качествах изложены в древнекитайском классическом тексте «И-Цзин» («Книга перемен»)то был сборник предсказаний и наставлений. В книге были представлены два аспекта: философский и мантический (гадательный). Древнекитайский пантеон богов был разнообразен: боги войны и драконы, феи и боги счастья, боги удачи и боги богатства. Религиозная жизнь Китая представляла сбой так называемую триаду учений, в которую входили конфуцианство, даосизм и буддизм, пришедший из Индии.

В эпоху Чжоу-Чжаньго возникает множество философских течений. Это явление получило название «сто философских школ». Самыми известными были Конфуций – основатель конфуцианства, Лао Цзы- основоположник даосизма, Мо Цзы – родоначальник моизма.

Важной темой китайской философской мысли была идея нравственного самосовершенствования на пути соблюдения правил и ритуалов. Основоположником такой концепции был Конфуций (Кун-цзы, 551-479 гг. до н.э.). На рубеже 2-1 вв. до н.э. конфуцианство было объявлено официальной идеологией Китайской империи и оставалось таковым до свержения монархии в 1911 г. Конфуцианство стало государственной религией Китая, а сам основатель причислен к лику святых. Ритуалы конфуцианства, посвященные памяти Конфуция и его учеников, имели характер государственных и гражданских ритуалов. Конфуций был философом, педагогом, государственным и политическим деятелем. Одно из основных положений его учения – необходимость постоянного совершенствования человека, общества, государства. Учение Конфуция – о том, как сделать счастливым государство через нравственное совершенствование прежде всего высших слоев общества, а затем низших. Единственная первосущность для Конфуция – это Небо. Небо – высшая сила, Китай – это Поднебесная. Это центр Вселенной, являющий собой воплощение абсолютного порядка и совершенства.

Конфуций создает свою теорию «исправления имен» («чже мин»), которая подразумевала, что в обществе будет порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет себя вести в соответствии своему званию и должности. Главное – это жесткое распределение социальных ролей и функций. Конфуций создал оригинальный моральный кодекс, в котором нормы поведения выступают в качестве предписаний, категорических императивов, не подлежащих обсуждению. Идеальная личность – это благородный муж («цзюнь-цзы»), но его благородство определяется не происхождением, а строгим и неукоснительным выполнением требований конфуцианской морали. Благородному мужу должны быть присущи два свойства: гуманность и чувство долга. При этом в понятие гуманность включаются скромность, справедливость, сдержанность, бескорыстие, любовь к людям. Чувство долга, то есть нацеленность на выполнение указанных предписаний, основано на знании того, как надо поступать при любых обстоятельствах. Принцип гуманности и человеколюбияжэнь») являлся одним из центральных в учении Конфуция. Им был сформулирован принцип, получивший в европейской традиции название «золотого правила морали»: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Благородному мужу должно быть свойственно стремление к знанию, учебе – образование рассматривается как главный способ постижения истины. Стремление к реалистичности привело Конфуция к следованию правилу «золотой середины» - избегания крайностей в деятельности и поведении.

Важнейшим регулятором жизни общества Конфуций считал строгое, безусловное повиновение старшим. Главным правилом жизни конфуцианство считает соблюдение правил и обрядов. Почитать старших – первейшая обязанность китайца, универсальная норма поведения. Её главным основанием является сяо- учение о сыновней почтительности, исключающее любую форму неприятия указаний старшего, их критику или спор. Из сферы семейных отношений принцип был перенесен на все общество: государство – большая семья, семья – малое государство. Император осуществляет принцип сяо по отношению к своему отцу – Небу, а все население Китая- дети императора, и, следовательно осуществляют по отношению к нему принцип сыновней почтительности. Важным вопросом также являлось сохранение нравственного авторитета правительства.

Учение Конфуция изложено учениками( поскольку сам он ничего не писал) в книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»). Книга состоит из вопросов учеников и ответов учителя (Конфуция) и представляет собой сборник мудрых мыслей и наставлений. Также в число книг, считавшихся в Китае обязательными для обучения, входили «Книга перемен» («И-цзын»), «Книга истории» («Шуцзин»), «Записки о ритуале» («Лицзи»), «Весны и осени» («Шуньцю»)- хроника царства Лу. Вместе они составили 5 книг конфуцианского канона.

Конфуцианство определило нормы и характер межличностных отношений в обществе, а также поведение каждого человека. Конфуцианство – важная составляющая жизни Китая, духовная традиция, которая развивается и сегодня. Активному существованию и развитию конфуцианства способствуют Общество Конфуция и Фонд Конфуция.

Основателем даосизма считается полулегендарная личность Лао-цзы («старый учитель») ( VI-V вв. до н.э.), написавший основное произведение этого философского учения «Дао дэ цзин». Центральной идеей была теория Дао (слово «дао» многозначно – это и «путь», и «корень», и «первооснова мира», и «главное над множеством вещей», и «матерь земли и неба»). Дао- всеобщий закон, первооснова и завершение всего сущего. Дао вечно и безымянно, бестелесно и бесформенно, неисчерпаемо и бесконечно во времени. Целью даосизма было достижение личного бессмертия. Путь достижения- это самоуглубление, духовное очищение. Условием его является овладение телесностью, то есть особый режим питания, физические упражнения и дыхательная гимнастика, особая психотехника. Мир в представлении даосов состоит из мельчайших частиц и находится в постоянном изменении. Все в мире переходит в свою противоположность. Переход явлений в свою противоположность делает все качества относительными. Лао-цзы утверждал, что человек, будучи не в силах изменить естественный ход вещей, должен предоставить возможность развиваться им самим по себе. Удел человека – созерцание естественного хода событий и постижение Дао. Естественному ходу противостоит искусственная деятельность человека, преследующего эгоистические, корыстные цели. Такая деятельность предосудительна. Теория недеяния (увэй)- основной принцип даосизма. Это отказ от несообразности с природой, отрицание целесообразной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком. Добродетель («дэ») есть проявление дао. Единство дао и дэ, знания и добродетели приводит Лао-цзы к выводу: «Только настоящий человек обладает истинным знанием». На даосизм большое влияние оказал буддизм. Пять основных моральных заповедей даосизма повторяют заповеди для мирян в буддизме. Это воздержание от нанесения зла, лжи, кражи, от чувственных излишеств и алкоголя. Постепенно даосизм превратился из философии в религию мистического толка. Появилось поклонение богам, из которых главные- три бога счастья: Фу-син, бог богатства, Шоу-син, бог долголетия, и Лу-син, бог подачи детей. Наряду с алхимией огромное распространение в даосизме получила астрология, геомантия( гадание о том, где и когда начинать строительство), хиромантия и т.д. С V в.н.э. начал формироваться «Даосский канон», включавший все философские тексты, сочинения по религиозной практике, книги по магии и астрологии. В Средние века в даосизме возникает институт монашества, строятся монастыри. В 1957 г. в Китае была создана «Всекитайская Ассоциация Даосизма». Закрытая в период китайской культурной революции и возрожденная в 1980 г., ассоциация действует и сегодня.

Ещё одним учением был моизм, основателем которого стал Мо-цзы (ок. 479-ок.400 гг. до н.э.). Вместо разъединения, которое, по М-цзы, лежит в основе социальных бедствий, согласно его учению следовало объединиться на принципах всеобщей любви и взаимной выгоды. Принцип всеобщей любви Мо-цзы сформулировал в четкой форме, противопоставив любовь, «не знающую различий по степеням родства», любви отдельной, эгоистической. Моизм имел много сторонников, но не стал религией, побежденный более мистическим даосизмом и более практичным конфуцианством.

 
s
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru