Авторизация



Школьник России - информация, картинки, учебники, общение

Галерея изображений

Новый год!

География посетителей

Locations of visitors to this page
Ислам. E-mail

Возникновение ислама.

Ислам (араб. «предание себя Богу», «покорность»)- третья и самая молодая из мировых религий. В 28 странах (Саудовская Аравия, Египет, Ирак, Иран, Пакистан и др.) ислам является государственной религией. В России зона распространения ислама- это , в основном, регионы Поволжья и Сибири с татарским и башкирским населением и Северный Кавказ, народы которого также исповедуют ислам Всего в нашей стране примерно 11,5 млн мусульман.

Арабо-мусульманская культура складывается в VII-X вв. её формирование связано с процессом взаимодействия культур арабов и завоеванных ими народов Ближнего и Среднего Востока , Юго-Западной Европы и Северной Африки. В процессе завоеваний арабы ассимилировали культурные ценности народов на базе домусульманской культуры. Также важнейшим фактором, обеспечивающим преимущество в развитии арабской культуры над европейской, был арабский язык: язык Корана был международным, объединяющим в странах арабского халифата.

Новая религия – ислам, возникла в первой трети VII века в городе Мекка (на западе Аравийского полуострова, ныне- Саудовская Аравия). Основатель ислама Мухаммад( 570-632 гг.), выходец из купеческой среды, осознал себя Пророком в сорокалетнем возрасте. В своих проповедях и наставлениях он передавал воспринятые им божественные откровения сначала в Мекке, а затем- в Ясрибе, будущей Медине- городе, расположенном к северу от Мекки, куда он был вынужден уехать и где он прожил последние десять лет своей жизни. 622 г.- год хиджры(араб. «переселение»)- и стал первым годом мусульманского летоисчисления. Проповеди Мухаммада позднее были записаны и составили Священную книгу мусульман(последователей ислама)- Коран. С утверждением новой религии Мекка стала священным городом мусульман. Мусульманская община, созданная Мухаммадом, быстро развивалась и во второй половине VII в. превратилась в сильное государство, глава которого- халиф- был одновременно его духовным и политическим правителем. После смерти Мухаммада пришедшие ему на смену четыре «праведных халифа», а затем их преемники сумели сосредоточить в своих руках огромную власть и создать небывалых размеров державу- Арабский халифат. Ислам постепенно распространился среди народов, подчиненных власти халифов. Отношение ислама к знанию как к одному из признаков могущества Аллаха и необходимому условию истинной веры поощряло развитие науки, а вместе с тем и искусства, которое считалось видом знания. В VIII-XIII вв. на арабский язык были переведены многие сочинения греческих, римских и византийских авторов. Таким образом, достижения античной философии и научной мысли стали достоянием культуры Халифата, а затем, через арабские источники, распространились и в средневековой Европе.

Основы вероучения ислама.

Ислам означает абсолютную веру в единого и единственного Бога- Аллаха, ниспославшего людям через своего Пророка Мухаммада Священное Слово, которое тот должен был «читать вслух», то есть проповедовать. Люди, исповедующие ислам, называются мусульманами (от араб. «муслим»-«предавший себя Богу»).

Пять основных моральных заповедей ислама:

- каждый мусульманин обязан признавать единственность Аллаха и пророческую миссию Мухаммада;

- исполнять пять раз в день обряд молитвы – намаз;

- добровольно отдавать часть своих доходов в пользу бедных;

- соблюдать пост в священный месяц мусульманского календаря – рамадан (девятый месяц по мусульманскому лунному календарю);

- хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку, к главной святыне ислама- Каабе(араб. «куб»), хадж.

Завершается паломничество жертвоприношением животных, что знаменует начало праздника жертвоприношения курбан-байрам. Другой праздник- ураза-байрам, или рамадан-байрам- завешает пост в месяц рамадан. Оба праздника являются каноническими.

С 624 г. Кааба навсегда стала священным центром ислама и киблой - священным ориентиром мусульман, которые молятся, обращаясь в её сторону. Ныне святилище, стоящее в центре главной мечети города Мекки, представляет собой каменный куб высотой 15 метров со сторонами 10 и 12 метров, ориентированными углами по сторонам света. В восточный угол на высоте, равной полутора метрам, вмонтирован священный «черный камень»; он состоит из трёх оправленных в серебро кусков, предположительно метеоритов. Каждый год Каабу драпируют новой кисевой- черной тканью с вышитыми золотом и серебром сурами (главами) Корана.

Коран (араб. «аль-Куран»-«чтение вслух») – священная книга мусульман- поначалу был собранием устных текстов, а в виде написанной книги появился только после смерти Пророка. Предание гласит, что Аллах продиктовал содержание Корана ангелу Джабраилу, а тот уже сообщил его Мухаммаду. При халифе Османе (644-656 гг.) собраны записи высказываний Мухаммада и составлен канонический текст Корана. Самые ранние рукописи Корана восходят предположительно к рубежу VII-VIII вв. Это самый ранний памятник прозы на арабском языке, сыгравший значительную роль в формировании единого литературного языка арабских народов. Коран включает 114 глав, или сур. Каждая сура(араб. «ряд», «ранг») состоит из аятов(араб. «знак», «чудо»)-меньших отрывков текста, которые европейцы обычно называют стихами. Коран- универсальная энциклопедия мусульман, содержащая сведения по мусульманской мифологии и священной истории, свод правил поведения в семье и общине, основы мусульманского законодательства, философии и эстетики. Вторым источником вероучения ислама является Сунна (араб. «образец», «пример»). Она представляет собой запись изречений Мухаммада, его деяний, поступков, слов, даже его многозначительного молчания в некоторых ситуациях. Сунна состоит из хадисов (араб. «новость», «рассказ»), которые имеют две составляющие: перечисление тех, кто был свидетелем слов или поступков Пророка и кто сохранил это знание, и, во-вторых, сама конкретная информация о действиях и высказываниях Мухаммада. В Коране и Сунне содержится вся догматическая, вероучительная часть ислама. Три основных понятия: ислам, дин, иман. Ислам- это мир, в котором исполняются, действуют законы Корана. «Дар аль ислам» - мир ислама, которому противостоит мир неверных, «дар аль харб». Дин- это обязанности, которые Аллах предписал человеку. Иман- это сама вера в истинность Аллаха и всего, о чем сообщалось в проповедях Мухаммада.

Среди множества пророков выделяются девять, которых ислам называет «стойкими пророками». Восемь из них почитают и христиане. Это Ной(Нух), Авраам(Ибрахим), Иаков(Якуб), Иосиф(Юсуф), Моисей(Муса), Иов(Сайюб), Давид (Дауд), Иисус Христос(Иса). Последний, девятый пророк- это Мухаммад, который носит титул «Печать пророков», то есть последний и самый великий из пророков.

Ислам не только религия. Это система взаимоотношений человека и общества, определяющая образ жизни мусульманина. Строгое следование Корану и суннам определило понятие «мусульманский фундаментализм». Главой мусульман является имам, что в переводе с арабского означает «человек, стоящий впереди». Поскольку Мухаммад и первые халифы сами руководили молитвой и одновременно возглавляли общину-государство, имам стал восприниматься всеми мусульманами как носитель духовной и светской власти.

Основные направления ислама

Направления ислама: суннизм и шиизм.

Суннизм представляет собой ортодоксальное направление в исламе, последователи которого признают как Коран, так и Священное предание, состоящее из рассказов о деяниях Мухаммада и его изречений. Суннизм исповедуют почти 90 % мусульман. Термин «суннизм» выступает как синоним правоверного, традиционного ислама. Сунниты отвергают догмат о возможности посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммада, то есть не считают Али, зятя и единственного кровного родственника Мухаммада пророком, не признают его равным Мухаммаду, отрицают право потомков Али на верховенство в мусульманской общине. Окончательное оформление суннизм получил в X-XI вв. Суннизм представляет собой единое течение, не знающее разделения на секты, свойственное шиизму. Большинство мусульман в Российской Федерации- последователи суннизма. Высшим духовным лицом в суннитской ветви ислама, уполномоченным давать разъяснения по религиозным вопросам, является муфтий(от араб. «афти»-высказывать мнение).

Второе по числу приверженцев направление в исламе – шиизм (араб.-«партия»). Это направление в исламе объединяет всех мусульман, признающих в качестве преемников Мухаммада только Алидов, потомков Али. Шииты считают, что основы вероучения содержатся в трех источниках- Коране, Сунне и ахбарах (араб. «известия», «сообщения»).. Это предания, в которых рассказывается о словах и деяниях Али. Особо почитается сборник его изречений «Путь красноречия». Шииты в отличие от суннитов верят в возможность перевоплощения душ, считая, что в телах имамов воплощена пророческая душа Мухаммада. Имам (от араб. «амма»-стоять впереди, руководить чем-либо, предводительствовать) – глава мусульманской общины. Власть шиитских имамов основывается на авторитете «семьи Пророка». Почетным званием у шиитов является аятолла (араб. «знамение Аллаха»). Этот термин стал широко применяться с 40-х годов XX в. по отношению к ученым-богословам, имеющим право выносить самостоятельное решение по важнейшим вопросам фикха (араб.- «глубокое понимание, знание»)- исламской доктрины о правилах поведения мусульман. Аятоллы не имеют рангов, их социальное положение и авторитет зависят от глубины знаний и могут быть выше, чем у светских правителей.

Возникновение сект в шиизме относится к VII-IX вв. В этот период возникли такие крупные секты, как кайсаниты, зейдиты, имамиты, исмаилиты.

Суфизм возник как мистико-аскетическое течение в исламе в середине VIII в. на территории нынешнего Ирака и Сирии. Его относят к мистико-пантеистическим учениям, возникшим как протест против ортодоксального ислама. Цель- слиться с Богом путем внутреннего очищения и самосовершенствования. Каждый, по учению суфиев, содержит в себе божественную субстанцию. Существует несколько учений в суфизмет поднимающих человека до уровня Бога до призывающих людей к непротивлению злу.

Ваххабизм возник в Аравии в середине XVIII в. Свое название это движение получило по имени мусульманского богослова аль-Ваххаба, призывавшего к борьбе за чистоту ислама (культ бедности, отказ от роскоши, развлечений и создание братства мусульман, борющихся за чистоту ислама). В 90-х гг. XX в. появилось употребление термина «ваххабизм» в новом значении. Под ваххабизмом стали понимать экстремистские политические течения ислама, которые, принимая принцип первоначального ваххабизма- принцип правомочности военных действий против своих противников,- нарушают законы и социальную стабильность в обществе под лозунгом борьбы за «чистоту веры».

Мусульманское право. Шариат.

Жизнь мусульман регулируется шариатом – сводом законов, составленных на основе Корана и сунны и содержащих нормы наследственного, уголовного, брачно-семейного права, предписания о хадже и джихаде, регламентацию молитв, поста и т.д. Право и правоведение ислама – фикх- является теоретической основой шариата (араб. «прямой», «правильный путь»).

К концу второго тысячелетия число последователей ислама составило около 1,3 млрд человек.

 
s
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru