Авторизация



Школьник России - информация, картинки, учебники, общение

Галерея изображений

Новый год!

География посетителей

Locations of visitors to this page
Home
Христианство - Становление и распространение христианства. E-mail
Индекс материала
Христианство
Становление и распространение христианства.
Православие
Католицизм
Все страницы
Становление и распространение христианства.

Христианство – самая распространенная религия на земле, число ее приверженцев- более двух миллиардов человек. Возникло христианство в I в.н.э. в Палестине, которая входила тогда в состав Римской империи. Церковная традиция относит христианство к так называемым «богооткровенным» религиям: причиной возникновения его была деятельность Иисуса Христа, который одновременно был и Богом, и человеком. Он дал людям истинное знание Бога, основал церковь, которая от него получила свое имя и явился Спасителем всего человечества.

Первый приход Христа воссоединил человека с Богом: в лице Христа человечество заключило новый договор с Богом- Новый Завет. Это и было началом христианства. Второй приход Христа будет знаменовать конец света, наступление Страшного суда.

Основными идеями христианства выступают идея единого всемогущего Бога, идея прихода Мессии ( Христос- греческий перевод слова «Мессия»- помазанник Божий), учение о конце света(эсхатология).

Христианство проделало сложный путь развития, в котором можно выделить три этапа: первый- период возникновения христианства (I в.н.э.); второй- период распространения христианства. Относящийся ко II-IIIвв. Н.э., и третий- этап превращения христианства в официальную религию Римской империи в IV в. и его дальнейшее существовании.

О жизни Иисуса Христа и деятельности его учеников рассказывают книги второй части Библии- Нового Завета, созданные в I-II вв н.э. Новый Завет включает в себя четыре Евангелия (греч.- благовествование, благая весть) от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, «Деяния апостолов», Послания апостолов, Апокалипсис или «Откровения Иоанна Богослова». Новый Завет вместе с Ветхим Заветом составили Библию- священную книгу христиан.

В рассмотрении личности Иисуса Христа в религиоведении сложились две школы – мифологическая и историческая. В настоящее время большинство исследователей разделяют позицию исторической школы.

Центральным в христианстве становится учение о бессмертии души и загробном воздаянии, которое более связано с этической доктриной христианства, нежели с учением о конце света. Суд над отдельной душой после смерти, представления о рае и аде оттесняют на задний план идею одновременного «судного дня» для всех.

Моральные принципы христианства, основные правила поведения, выполнение которых обеспечивает посмертное вознаграждение, заключены в Нагорной проповеди Христа. Они устанавливают совершенно новые для того времени формы взаимоотношений между людьми. Христианство выступает как религия любви, как религия морали, в которой высшая ценность – человек, и поэтому все люди равны, независимо от социального положения и этнической принадлежности.

Причины распространения христианства:

1. Христианство впитало в себя основные идеи той эпохи, переосмыслив их – от идейных концепций иудаизма, древнейших восточных религий до философских воззрений античности. Заметное влияние на формирование христианства оказало учение Филона Александрийского (I в. до н.э.- I в. н.э.) о прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Логосе- Слове как посреднике между Богом и людьми; учение римских стоиков (Сенека, Марк Аврелий) о подчиненности жизни человека Судьбе, о подлинной свободе – свободе духа, о подлинном равенстве – не социальном, а равенстве духа, о приоритете духовного богатства и маловажности социального статуса, о бедности земного существования человека. Христианство создало единое учение, что позволило ему получить широкое признание.

2. Успех христианской проповеди обеспечивал ее надэтнический характер. Требование национального равенства христианство дополняло и требованием равенства социального. Оно стало своеобразной критикой рабства, признавая раба равным перед Богом со всеми другими людьми. Кроме того, в христианские общины наряду с мужчинами допускались и женщины, признавалось их равноправие.

3. Привлекательными были нравственные идеи христианства, которое всем давало утешение.

4. В христианстве сложились принципы, отвечавшие условиям превращения религии в мировую. Такими условиями являются абстрактность, наднациональность, гуманистическое нравственное содержание религии.

Первые два века христианство преследовалось из-за самого вероучения. В третьем веке христиане подвергались гонениям в связи с укреплением церковной организации, ростом богатства церкви. В 313 г. императором Константином был принят так называемый Миланский эдикт, который легализовал христианскую церковь, признал равноправие христианства наряду с другими религиозными культами. Деятельность Константина способствовала превращению христианства в официальную религию Римской империи. По его инициативе в 325 г. в городе Никее был созван Первый Вселенский собор христианских церквей. Цель Никейского собора- добиться единства церкви, которая раздиралась внутренними противоречиями. Идея- одна церковь, одна вера и один порядок- соответствовала идее единой империи. Никейский собор принял так называемый Символ Веры, который утверждал догматическое положение о триединстве Бога. Единый Бог выступает в трех лицах (ипостасях)- Бога Отца, единосущего Ему Бога Сына и Бога Духа Святого. Одновременно Никейский собор объявил еретиками (от греч. «ересь»- «ложное учение») и отстранил от церковной власти инакомыслящих христиан. Споры по проблеме соотношения ипостасей Троицы продолжались . Символ Веры был принят не всеми христианскими церквами. В 381 г. Второй Вселенский церковный собор (Константинопольский) подтвердил и дополнил Никейский Символ Веры и вновь осудил многие ереси. Формирование вероучения христианства продолжалось до VIII в. В течение пяти столетий состоялось семь Вселенских соборов, на которых вырабатывались христианская догматика, учение о таинствах и обрядах, происходило становление христианского культа. В конечном итоге сформировалось учение о семи таинствах. Это таинства крещения, причащения, миропомазания, елеосвящения, брака, покаяния и сопутствующей ему исповеди, священства.

Христологические споры привели к возникновению в христианстве двух направлений. Согласно первому, у Иисуса Христа две природы – божественная и человеческая, и, следовательно, его мать Дева Мария является Богородицей. Второе направление утверждает, что у Христа только одна божественная природа, которая как бы поглотила человеческую, поэтому приверженцы этой позиции называются монофизитами. Позицию монофизитов восприняли армяно-григорианская, коптская и другие церкви.

Велись споры и по поводу икон. В IV в. иконы рассматривались как проявление идолопоклонства, а в VII в. появилось даже движение иконоборчества. Только в 787 г. на Седьмом Никейском Вселенском Соборе было утверждено правило о необходимости изображения священных ликов и поклонения им.

Особое место в становлении христианского культа и вероучения занимала проблема соотношения членов Святой Троицы, так называемая проблема филиокве (термин происходит от лат. «и от Сына»). Это вопрос о том, от кого исходит Бог Дух Святой: только от Бога Отца или же и от Бога Сына. Именно решение этого вопроса стало теоретическим основанием распада христианства на западное и восточное.

Раскол христианства назревал несколько столетий. 16-25 июля 1054 г. произошел окончательный разрыв западной и восточной церквей. Западная церковь присвоила себе название католической (от греч. «вселенский»); Восточная- православной (от греч. «правильное учение», «правильное слово»).Различия этих двух направлений христианства содержатся во всех трех сферах церковной жизни: догматической, литургической и канонической. Важным каноническим различием в католицизме и православии является принцип организации церкви: православие не имеет единого мирового центра, оно разделяется на ряд самостоятельных (автокефальных) церквей. Католическая церковь представляет собой единую мировую организацию, главой которой является папа римский, а центром – государство Ватикан.



 
s
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru