Авторизация



Школьник России - информация, картинки, учебники, общение

Галерея изображений

أفضل طريقة للفوز في لعبة الروليت الأوروبية كازينو على الانترنت ...
Новый год!

География посетителей

Locations of visitors to this page
Home
Христианство - Католицизм E-mail
Индекс материала
Христианство
Становление и распространение христианства.
Православие
Католицизм
Все страницы
Католицизм. Это самая крупная и самая централизованная религиозная конфессия в мире. Все иерархи католической церкви, какую бы страну они не представляли, облекаются властью только главой церкви- папой римским. Однако католическая церковь- это и также и община, состоящая из множества Церквей, обладающих определенной автономией. Папа избирается конклавом- собранием кардиналов, созываемым через 18 дней после смерти папы для избрания нового папы. Папу избирают пожизненно, период правления папы называют понтификатом . Римско-католическая церковь имеет и государственно-правовой статус: свое государство Ватикан, а в Средние века- государство Папская область. В становлении католицизма наиболее значимой была деятельность пап Льва I

(понтификат с 440 по 461 г.) и Григория I (590-604). Оба они объявлены Великими и святыми.

Основой вероучения католицизма являются Священное Писание и Священное предание. Священное предание включает в себя, и в этом пункте расхождений между католическим и православным богословием нет, решения Вселенских и Поместных соборов (до разделения церквей), труды Отцов Церкви и древние богослужебные книги. Однако, в отличие от православия, которое считает, что Священное писание уже завершено, католические богословы рассматривают Священное предание как открытый сборник документов и включают в него решения всех католических церковных соборов и энциклики (официальные послания) римских пап.

Независимость католической церкви от светской власти не только предоставила ей свободу творчества в догматической, литургической и канонической среде, но определила ее влияние на жизнь католических христиан. Церковь подчиняла себе мирян через систему церковных наказаний- эпитимий. Самое страшное наказание- отлучение от церкви. Оно влекло за собой лишение отлученного гражданских прав, ставило его вне общества, вне закона.

Наивысшего расцвета в своей истории католицизм достиг в Средние века. Одним из институтов, способствовавших укреплению власти церкви, явилось монашество. Особая роль принадлежит Бенедикту Нурсийскому(480-577), основателю монастыря в Монте-Кассино (Италия) и создателю бенедиктинского устава, включавшего в себя требования бедности, целомудрия и обязательного проживания в монастыре. В монастырях сохраняли и переписывали творения древней культуры, вели летописи, создавали школы. В X в. появилась новая форма монашеской организации – ордены, представляющие собой объединение многих монастырей. Такие объединения предполагали централизованную власть, единый устав, единые задачи. Монашеские ордена объединяли «регулярное» («черное») духовенство, в отличие от «мирского»( «белого»).

Многие средневековые ордена существуют и сегодня- бенедиктинцы; орден св. Франциска, который возник в XIII в. как нищенствующий орден; орден св. Доминика, также возникший в XIII в.- «орден проповедующих братьев», который боролся за чистоту веры; орден Иисуса (орден иезуитов) и др. Но многие монашеские средневековые ордены прекратили свое существование (орден храмовников, или тамплиеров, орден крестоносцев, тевтонский орден и др.)

Крестовые походы совершались по призыву церкви с XI до конца XIII в. Первый Крестовый поход был провозглашен в 1095 г. папой Урбаном II, который призывал верующих освободить Святую землю (Палестину) и гроб Господень, находящийся в Иерусалиме, от власти арабов-мусульман. Крестовые походы принесли церкви огромные богатства. Под флагом крестовых походов церковь организовывала также карательные экспедиции для искоренения ересей.

Для борьбы с еретиками и с инакомыслящими папа Григорий IX в 1229 г. издал указ об учреждении инквизиции (от лат «розыск»). Этот верховный суд церкви был создан на базе ордена доминиканцев. Инквизиция после ареста и пыток выносила приговор и подвергала процедуре аутодафе (акт веры)- церемонии приведения в исполнение приговора инквизиции.

Особенностью католической церкви является наличие у нее своей философской доктрины. Ею стало учение средневекового богослова и философа Фомы Аквинского (XIII в.). Основные позиции в философии Аквинского- тезис об отсутствии противоречий между религией и наукой, при верховенстве религии, между верой и разумом. Фома Аквинский сформулировал логические доказательства существования Бога, рассматривая разум в качестве инструмента богопознания наряду с верой и откровением. Важное место в философии заняла и теодицея (лат. «богооправдание»): зло не является сотворенным, оно- результат неправильного употребления человеком величайшего дара Бога- свободы воли, и сам человек является источником зла на земле. В 1879 г. учение Фомы Аквинского было провозглашено папой Львом XIII официальной философией католической церкви под названием неотомизма. Сегодня томизм и неотомизм- это одно из влиятельных направлений философской мысли Запада.

В шестнадцатом веке происходит ослабление влияния католической церкви в связи с появлением Реформации. В 1517 г. в Германии католический священник Мартин Лютер выступил со своими «95 тезисами», направленными против злоупотреблений католической церкви. Этот акт был началом Реформации. В результате в христианстве возникло третье, наряду с католицизмом и православием, направление- протестантизм. Ответом на это стала контрреформация- борьба за восстановление монополии католицизма. В 1540 г. папа Павел Ш утвердил существование Общества Иисуса – ордена иезуитов, основанного Игнатием Лойолой. Кроме трех основных обетов монашества- послушания, целомудрия и бедности, иезуиты ввели обет безусловного повиновения папе. Существующий и сегодня, орден имеет строгую иерархическую структуру. Главой его является генерал (его часто называют «черный папа»), обладающий неограниченной властью и подчиняющийся только папе римскому. Иезуиты стали главной опорой церкви в борьбе с Реформацией. В русле контрреформации церковь предприняла в 1559 г. публикацию «Индекса запрещенных книг» ( от лат. «список»). Последнее издание вышло в 1966 г. – по распоряжению папы Павла VI было прекращено издание новых индексов и действие прежних.

Только в конце XIX в. под давлением изменившихся социально-политических реалий церковь была вынуждена изменить свои позиции. Католическая социальная доктрина, создателем которой считается Лев XIII, продолжала формироваться в XX веке. Основные позиции ее – резкая критика социальных революций, защита частной собственности, попытка найти компромисс в решении социальных проблем. Программа осовременивания церкви- «аджорнаменто» - была предложена папой Иоанном XXIII (1958-1963). Этот курс был продолжен Павлом VI, а также Иоанном Павлом II , понтификат которого начался в октябре 1978 г. В лице последнего католическая церковь активно включилась в миротворческий процесс. В 2005 г. был избран папа Бенедикт XVI.

Особенностью католицизма сегодня остается расширение миссионерской деятельности, которая началась ещё в Средние века. Церковь использует во всех странах мира систему клерикальных институтов: партий, профсоюзов, молодежных, женских, спортивных и других организаций; всячески активизирует деятельность так называемого мирского апостолата- мирян, группирующихся вокруг местных религиозных организаций.

Протестантизм. Протестантизм наряду с католицизмом и православием – одно из главных направлений христианства. Сегодня он является самой влиятельной религией в странах Северной Европы (Скандинавские страны, Германия, Великобритания), в Швейцарии, в странах Северной Америки (США, Канада) и в Австралии. Он представляет собой множество религиозных направлений, не имеющих общего центра, подобного Ватикану. Направления протестантизма делятся на ранние и поздние. К ранним относятся три конфессии, возникшие в XVI в.: лютеранство – возникло в Германии в первой половине XVI в., кальвинизм- возник в то же время в Швейцарии, англиканство- возникло в Англии в 30-70 –х гг. того же века. Все остальные направления протестантизма относятся к поздним. Первоначальной целью протестантизма было реформирование католической церкви, и это движение получило название Реформации. Первыми с требованиями реформы католической церкви выступили теологи и священнослужители (Джон Уиклиф, Ян Гус). Началом Реформации традиционно считается 31 октября 1517 г. В этот день Мартин Лютер выступил со своими «95 тезисами».

В настоящее время во всем мире насчитывается около 300 млн протестантов. В 1948 г. по инициативе протестантских церквей был создан

Всемирный совет церквей, стремящийся к объединению различных направлений христианства (так называемое экуменистское движение).

Англиканская церковь. В отличие от Германии и Швейцарии, где Реформация началась снизу, с выступления протестующих священников, в Англии она началась сверху- с противостояния королевской власти и власти папы. В 1534 г. парламент объявил церковь Англии независимой о т папы и провозгласил короля ее главой. Голы правления Елизаветы I стали годами стабилизации новой церкви. Были выработаны основные догматические, литургические и канонические особенности христианства в Англии, которое и получило название англиканство, англиканская церковь. В 1571 г. парламентом был утвержден Символ Веры, так называемые «39 статей».

В Символе Веры провозглашался принцип спасения личной верой, но вместе с тем, хотя и с оговорками, признавался католический догмат о спасающей силе церкви, отрицалось существование чистилища и , соответственно, торговля индульгенциями, отвергалось почитание мощей и икон, из семи христианских таинств признавались два- крещение и причащении. Однако подтверждались все догматы, принятые на первых Вселенских соборах, сохранялась литургия, остался неприкосновенным епископат, унаследованный от католицизма. В англиканской церкви, официально протестантской, сохранились многие черты, сближающие ее с католицизмом.

Внутри англиканства возникли течения, отстаивающие «чистоту» протестантизма . Последователей этого течения стали называть пуритане (от англ. «чистый»). Пуритане образовали два направления: умеренное и радикальное- пресвитериане и конгрегационалисты( второе название конгреционалистов- индепенденты, то есть движение независимых).

В XVIII в. появилось движение квакеров ( от англ. «трястись», «дрожать», «колебаться»), выступивших против англиканской церкви. Они отвергали все внешние проявления религиозности – обряды, таинства, отказались от духовенства в любой форме. Богослужение сводилось к молитве и проповеди. Общины квакеров существуют сегодня в Англии, Канаде, США.

В XVIII в. от англиканской церкви отделилась церковь методистов, созданная студентами Оксфордского университета.

Лютеранство. Учение Мартина Лютера первоначально было изложено в работе «Аугсбургское вероисповедание»(1531). Полный свод положений лютеранства содержит «Книга согласия», опубликованная уже после смерти Лютера в 1580 году. В нее входят ранние христианские символы веры, постановления первых Вселенских соборов, а также работы самого Лютера и его соратников. Тем самым лютеранство подчеркивает, что его целью является восстановление учения раннего христианства, учения апостолов.

Центральное место в вероучении лютеранства отведено учению о Библии, о связи человека с Богом, о Церкви. Лютер отверг авторитет пап и Священного предания, провозгласив единственным авторитетом Библию – Священное Писание. Лютеранство предоставило каждому верующему право интерпретации библейских текстов. Вторым основополагающим принципом протестантизма является учение о связи человека и Бога, в которое включаются важнейшие положения об оправдании верой и всеобщем единстве. В учении о вере как непосредственной связи человека с Богом верующий выступает ответственной за себя христианской личностью. Каждый может обращаться к Богу по собственному желанию в любое время и в любом месте. Каждый имеет право проповедовать и совершать обряд. Каждый верующий находится в священном состоянии, в непосредственной связи с Богом с момента крещения. Соответственно вероучительным установкам лютеранства формировалась и его богослужебная практика. Из семи христианских таинств в лютеранстве, а затем и во всем протестантизме оставлено было два – крещение и причащение (евхаристия). Лютеранство не признает икон - в лютеранском храме от католицизма сохранены алтарь, распятие, могут быть скульптуры и картины на библейские сюжеты. Лютеранство отвергает монашество, безбрачие духовенства, любые проявления христианского аскетизма. Ценностями в лютеранстве стали трудолюбие, деловая сметка, добросовестность и честность, успех в мирских делах.

Кальвинизм. Так называется ветвь протестантизма, представляющая собой результат слияния учений католического священника Ульриха Цвингли и вождя швейцарской реформации Жана Кальвина. Кальвинизм, как и лютеранство, считает, что единственной основой вероучения является Священное Писание. Но Кальвин большее значение придает Ветхому Завету и образу Бога Отца. Кальвинизм ввел догмат об «абсолютном предопределении». Основой его является учение Кальвина о Боге: Бог Отец- это суверенная воля, безграничная в своем могуществе. В учении об абсолютном предопределении Кальвин следует христианскому богослову, отцу церкви Августину Блаженному, развивая его учение. В учение о мирском призвании Кальвин привносит новый момент: успех в мирском служении является еще одним знаком богоизбранности. Реформаторство осуждает как леность и расточительство, так и покорное принятие бедности или довольствование достигнутым- человек должен стремиться к успеху, трудиться над собой.

Концепция «мирского призвания» и «мирского аскетизма» легла в основу трудовой этики протестантизма. Этой проблеме была посвящена знаменитая работа немецкого социолога Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»(1905). Вебер утверждал, что именно протестантизм- «рационализированное христианство»- привел к победе капитализма и обусловил экономическое и научно-техническое превосходство стран, принявших его.

В самой церкви кальвинисты упразднили алтарь, распятие, иконы, свечи, отказались от специальных одежд пасторов. Проповедь, псалмы, чтение Библии и молитвы на национальном языке, скудное музыкальное сопровождение пришло на смену пышному великолепию католического богослужения. Кальвинизм уничтожил и церковную иерархию: каждая община управлялась выборными пресвитерами и пасторами, которые образуют консисторию- церковь была подчинена мирянам.

С конца XVI в. возникают течения позднего протестантизма.

Баптизм. Это одна из самых многочисленных конфессий протестантизма, насчитывающая сегодня более 40 млн последователей (от греч. «погружать в воду», «крестить»). В 1905 г. был создан Всемирный союз баптистов. Организация эта осуществляет консультативные, рекомендательные функции. В России в настоящее время функционируют Союз евангельских христиан-баптистов, Совет церквей евангельских христиан-баптистов и автономные церкви евангельских христиан-баптистов.

Адвентизм. Название происходит от латинского «пришествие». Адвентизм появился в 30-40-х гг. XIX в. в США как ответвление от баптизма. Адвентисты, как и иудеи, считают субботу последним, седьмым днем недели и объявляют субботу праздничным днем, днем Бога. Отсюда возникло и название этого направления- адвентисты седьмого дня. Международная организация адвентистов называется Всемирной Церковью Адвентистов Седьмого Дня, а ее центральным органом является Генеральная конференция Адвентистов Седьмого Дня.

Пятидесятничество. Протестантское движение, возникшее в конце XIX в. в США и распространившееся затем в Европе и Латинской Америке. Это второе крупное, после адвентизма, ответвление от баптизма. Оно включает в себя различные течения ( Евангельские христиане «в духе апостолов», «Христиане веры евангельской» и т.д.) Но всех их объединяет вера в необходимость для верующих, кроме крещения водой, пройти также через «крещение Духом Святым». В России пятидесятничество появилось в начале XX века.

Свидетели Иеговы. Это направление христианства протестантского толка(хотя сами свидетели отрицают связь с протестантизмом) возникло в США в 70-80-х гг.XIX в. Члены этого общества, главу которого называют президентом, претендовали на воссоздание истинного христианства. Иеговисты вели и ведут активную пропаганду своего учения, интенсивную миссионерскую деятельность. Сегодня «Общество Свидетелей Иеговы»- это международная организация, жизнь которой регламентируется строгим уставом. Ее штаб-квартира располагается в США. В Бруклине находится «Церковный совет», возглавляемый президентом. В России иеговизм появился в 1927 году. Юридическая легализация Общества свидетелей Иеговы произошла в 1991 г.



 
s
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru