Авторизация



Школьник России - информация, картинки, учебники, общение

Галерея изображений

Новый год!

География посетителей

Locations of visitors to this page
Home
Христианство E-mail
Индекс материала
Христианство
Становление и распространение христианства.
Православие
Католицизм
Все страницы


Становление и распространение христианства.

Христианство – самая распространенная религия на земле, число ее приверженцев- более двух миллиардов человек. Возникло христианство в I в.н.э. в Палестине, которая входила тогда в состав Римской империи. Церковная традиция относит христианство к так называемым «богооткровенным» религиям: причиной возникновения его была деятельность Иисуса Христа, который одновременно был и Богом, и человеком. Он дал людям истинное знание Бога, основал церковь, которая от него получила свое имя и явился Спасителем всего человечества.

Первый приход Христа воссоединил человека с Богом: в лице Христа человечество заключило новый договор с Богом- Новый Завет. Это и было началом христианства. Второй приход Христа будет знаменовать конец света, наступление Страшного суда.

Основными идеями христианства выступают идея единого всемогущего Бога, идея прихода Мессии ( Христос- греческий перевод слова «Мессия»- помазанник Божий), учение о конце света(эсхатология).

Христианство проделало сложный путь развития, в котором можно выделить три этапа: первый- период возникновения христианства (I в.н.э.); второй- период распространения христианства. Относящийся ко II-IIIвв. Н.э., и третий- этап превращения христианства в официальную религию Римской империи в IV в. и его дальнейшее существовании.

О жизни Иисуса Христа и деятельности его учеников рассказывают книги второй части Библии- Нового Завета, созданные в I-II вв н.э. Новый Завет включает в себя четыре Евангелия (греч.- благовествование, благая весть) от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, «Деяния апостолов», Послания апостолов, Апокалипсис или «Откровения Иоанна Богослова». Новый Завет вместе с Ветхим Заветом составили Библию- священную книгу христиан.

В рассмотрении личности Иисуса Христа в религиоведении сложились две школы – мифологическая и историческая. В настоящее время большинство исследователей разделяют позицию исторической школы.

Центральным в христианстве становится учение о бессмертии души и загробном воздаянии, которое более связано с этической доктриной христианства, нежели с учением о конце света. Суд над отдельной душой после смерти, представления о рае и аде оттесняют на задний план идею одновременного «судного дня» для всех.

Моральные принципы христианства, основные правила поведения, выполнение которых обеспечивает посмертное вознаграждение, заключены в Нагорной проповеди Христа. Они устанавливают совершенно новые для того времени формы взаимоотношений между людьми. Христианство выступает как религия любви, как религия морали, в которой высшая ценность – человек, и поэтому все люди равны, независимо от социального положения и этнической принадлежности.

Причины распространения христианства:

1. Христианство впитало в себя основные идеи той эпохи, переосмыслив их – от идейных концепций иудаизма, древнейших восточных религий до философских воззрений античности. Заметное влияние на формирование христианства оказало учение Филона Александрийского (I в. до н.э.- I в. н.э.) о прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Логосе- Слове как посреднике между Богом и людьми; учение римских стоиков (Сенека, Марк Аврелий) о подчиненности жизни человека Судьбе, о подлинной свободе – свободе духа, о подлинном равенстве – не социальном, а равенстве духа, о приоритете духовного богатства и маловажности социального статуса, о бедности земного существования человека. Христианство создало единое учение, что позволило ему получить широкое признание.

2. Успех христианской проповеди обеспечивал ее надэтнический характер. Требование национального равенства христианство дополняло и требованием равенства социального. Оно стало своеобразной критикой рабства, признавая раба равным перед Богом со всеми другими людьми. Кроме того, в христианские общины наряду с мужчинами допускались и женщины, признавалось их равноправие.

3. Привлекательными были нравственные идеи христианства, которое всем давало утешение.

4. В христианстве сложились принципы, отвечавшие условиям превращения религии в мировую. Такими условиями являются абстрактность, наднациональность, гуманистическое нравственное содержание религии.

Первые два века христианство преследовалось из-за самого вероучения. В третьем веке христиане подвергались гонениям в связи с укреплением церковной организации, ростом богатства церкви. В 313 г. императором Константином был принят так называемый Миланский эдикт, который легализовал христианскую церковь, признал равноправие христианства наряду с другими религиозными культами. Деятельность Константина способствовала превращению христианства в официальную религию Римской империи. По его инициативе в 325 г. в городе Никее был созван Первый Вселенский собор христианских церквей. Цель Никейского собора- добиться единства церкви, которая раздиралась внутренними противоречиями. Идея- одна церковь, одна вера и один порядок- соответствовала идее единой империи. Никейский собор принял так называемый Символ Веры, который утверждал догматическое положение о триединстве Бога. Единый Бог выступает в трех лицах (ипостасях)- Бога Отца, единосущего Ему Бога Сына и Бога Духа Святого. Одновременно Никейский собор объявил еретиками (от греч. «ересь»- «ложное учение») и отстранил от церковной власти инакомыслящих христиан. Споры по проблеме соотношения ипостасей Троицы продолжались . Символ Веры был принят не всеми христианскими церквами. В 381 г. Второй Вселенский церковный собор (Константинопольский) подтвердил и дополнил Никейский Символ Веры и вновь осудил многие ереси. Формирование вероучения христианства продолжалось до VIII в. В течение пяти столетий состоялось семь Вселенских соборов, на которых вырабатывались христианская догматика, учение о таинствах и обрядах, происходило становление христианского культа. В конечном итоге сформировалось учение о семи таинствах. Это таинства крещения, причащения, миропомазания, елеосвящения, брака, покаяния и сопутствующей ему исповеди, священства.

Христологические споры привели к возникновению в христианстве двух направлений. Согласно первому, у Иисуса Христа две природы – божественная и человеческая, и, следовательно, его мать Дева Мария является Богородицей. Второе направление утверждает, что у Христа только одна божественная природа, которая как бы поглотила человеческую, поэтому приверженцы этой позиции называются монофизитами. Позицию монофизитов восприняли армяно-григорианская, коптская и другие церкви.

Велись споры и по поводу икон. В IV в. иконы рассматривались как проявление идолопоклонства, а в VII в. появилось даже движение иконоборчества. Только в 787 г. на Седьмом Никейском Вселенском Соборе было утверждено правило о необходимости изображения священных ликов и поклонения им.

Особое место в становлении христианского культа и вероучения занимала проблема соотношения членов Святой Троицы, так называемая проблема филиокве (термин происходит от лат. «и от Сына»). Это вопрос о том, от кого исходит Бог Дух Святой: только от Бога Отца или же и от Бога Сына. Именно решение этого вопроса стало теоретическим основанием распада христианства на западное и восточное.

Раскол христианства назревал несколько столетий. 16-25 июля 1054 г. произошел окончательный разрыв западной и восточной церквей. Западная церковь присвоила себе название католической (от греч. «вселенский»); Восточная- православной (от греч. «правильное учение», «правильное слово»).Различия этих двух направлений христианства содержатся во всех трех сферах церковной жизни: догматической, литургической и канонической. Важным каноническим различием в католицизме и православии является принцип организации церкви: православие не имеет единого мирового центра, оно разделяется на ряд самостоятельных (автокефальных) церквей. Католическая церковь представляет собой единую мировую организацию, главой которой является папа римский, а центром – государство Ватикан.


Православие.
Православные Церкви объединены общностью вероучения, культа, канонических правил, но отличаются политическими ориентациями и соответственно социальными концепциями.

Существует официальный перечень предстоятелей (глав) православных Церквей- «диптих чести». По этому списку Церкви располагаются следующим способом- Константинопольская (Турция), Александрийская (Египет), Антиохийская (Сирия и Ливан), Иерусалимская (Израиль), Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греция), Албанская, Польская, Церковь Чешских земель и Словакии, Православная церковь Америки. Это так называемые канонические и автокефальные Церкви. Каноническими называются те Церкви, которые взаимно признают друг друга законными и между которыми осуществляется общение; автокефальные- это полностью самостоятельные Церкви, не находящиеся в каком-либо подчинении. Кроме того, существуют канонические автономные церкви- в значительной мере самостоятельные, они в какой-то степени зависят от тех автокефальных Церквей, которые предоставили им автономию. Автономная Синайская церковь находится в сфере Иерусалимской церкви, Финляндская – в сфере Константинопольской, Японская и Белорусская церкви – в сфере Русской Православной церкви. Во главе автономных Церквей стоят митрополиты или архиепископы., во главе автокефальных – патриархи или митрополиты. Вселенским патриархом считается патриарх Константинопольский, но он не обладает правом вмешиваться в деятельность других православных Церквей. Неканонические автокефальные Церкви – те, которые признаны незаконными большинством православных Церквей. Это Русская православная Церковь за границей (возникла в 1921 г.), Украинская православная Церковь (возникла в 1989 г.), Украинская православная Церковь Киевского патриархата (возникла в 1992 г.), Истинно-православная Церковь Греции, Истинно-православная Церковь Румынии, Истинно-православная Церковь Болгарии. Неканонические автономные Церкви – Русская православная свободная Церковь (возникла в 1990 г., находится в юрисдикции Русской православной Церкви за границей) и Истинно-православная Церковь России (возникла в 1927 г., находится в юрисдикции Истинно-православной Церкви Греции).

Основой православного вероучения являются Священное Писание и Священное предание. Священное Писание (Библия)- краеугольный камень Священного предания и «содержит полноту Богооткровения». Священное предание включает в себя решения первых семи Вселенских соборов (т.е. состоявшихся до разделения церквей, труды Отцов Церкви и древние богослужебные книги. Последующие дополнения Священного предания православие, в отличие от католицизма, считается невозможным и потому догматы, провозглашенные впоследствии католической Церковью, рассматривает как ошибочные, противоречащие и Священному Писанию, и Священному преданию. Центральным в православном вероучении является Никео-цареградский Символ Веры, утвержденный на первых двух Вселенских соборах ( в 325 г. в Нике и в 381 г. в Константинополе). Символ веры включает определения о Боге и его триединстве, о Боговоплощении, искуплении, Воскресении из мертвых, крещении, загробной жизни, о Церкви.

Главных праздников двенадцать, поэтому их называют двунадесятыми. Кроме них Русская православная церковь отмечает так называемые великие праздники и праздники, посвященные святым.

История Русской православной церкви начинается с X в. В Киевской Руси тогда шел активный процесс становления феодального общества.

Картина мира языческих славянских племен представляла собой природный космос. Многие земные боги древних славян берут свое начало от культа земли и связаны с годовым циклом аграрной деятельности. На основе культа предков складывалось почитание Рода (небесное существо, носитель мужского начала) и Рожаниц (дев плодородия и покровительниц младенцев). Рядом с ними находился покровитель родичей, защищавший их от всякого лиха – Чура. Имя огненного бога, которому поклонялись славяне-язычники – Сварог. Это божество понималось как высочайшее существо, источник огня и света. Сын Сварога- Даждьбог (бог солнца), Мокошь ( «мать урожая», богиня жизненных благ и изобилия») – женское божество, связанное с аграрно-магическими циклами. Существовал культ Лады, богини любви, брака , юности и красоты, и её дочери Лели. Велес олицетворял собой связь мира живых и мертвых. На смену более архаичному культу Лады пришел культ Ярилы- бога плодородия. Своеобразным двойником Ярилы было другое божество – Купала. К архаичным культам древних славян относился и культ воды. В связи с этим были божества- берегини (древние женские духи, живущие по берегам рек, оберегающие людей от злых духов, предсказывающих будущее и спасающие маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду). Природа представлялась одушевленной или населенной множеством мелких духов: в лесах жили лешие, в реках- водяные, души умерших представлялись в виде опасных для неосторожного человека русалок. Местами языческого культа на Руси были святилища (капища), где происходили моления и жертвоприношения.

В X веке князь Владимир предпринимает попытку выстроить иерархию разноплеменных богов. Сварог и Сварожичи почитались как верховные божества природных стихий. Над ними – покровитель князя и его дружины Перун-громовержец. А место рядом с ними занимали божества плодородия Велес(Волос), Ярила и Род. Архаические народные праздники сопровождались заклинаниями и магическими обрядами (новогодние гадания, масленица, хороводы и т.д.) В 980 г. князь Владимир Святославич предпринимает первую попытку сформировать своеобразный пантеон верховных божеств, соединив разноплеменных богов. Летопись сообщает о том, как он поставил «кумиры на холму вне двора теремного»): Перуна (финно-угорского), Хорса (бога тюркских племен), Даждьбога, Стрибога (богов славянских), Симаргла и Мокошь

Крещение Руси князем Владимиром в 988 г. явилось крупнейшим событием, так как только принятие христианства позволило русской культуре через контакт с Византией преодолеть локальную ограниченность. Самым главным было и то, что с принятием христианства происходит самосознание народа, то есть осознание себя и своего места в мире, в отличие от язычества, когда человек не выделял себя из природы.

Постепенно сложилось так называемое двоеверие – компромиссное равновесие языческих и христианских элементов. Православно-языческий синкретизм становится характерной чертой русской культуры. Православное христианство оказало влияние на формирование одной из особенностей русской средневековой культуры- феномена соборности, трактуемого как духовное единение, братство во Христе, пребывание в общении и любви на основе понимания человека как высшей ценности.

После принятия христианства культура Древней Руси достигла своего расцвета, особенно при Ярославе Мудром. Началось строительство каменных церквей, таких как Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Киево- Печерская лавра, Золотые ворота во Владимире. При строительстве использовались типичные черты византийской крестово-купольной архитектуры (квадратный в плане храм, купол которого опирается на четыре столба, находящихся в центре здания).

Византия оказала огромное влияние на русскую культуру. Это византийские истоки книжной миниатюры, литературный житийный жанр, становление системы образования при монастырях и т.д. Иконографический канон также пришел на Русь из Византии, но со временем проявятся и отечественные особенности, которые будут выработаны национальными иконописными школами. Иконописная традиция на Руси начиналась с фресок (росписей по сырой штукатурке) Софийского собора в Киеве. Иконографическая традиция отразила общие черты русской художественной культуры: универсализм, синкретизм, каноничность, символичность, традиционализм.

Было создано выдающееся литературное и философское произведение Древней Руси – «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.

Православие стало духовной основой Руси, стало объединяющим началом славянского народа,

1380 г.- год победы в Куликовской битве- стал поворотным для истории Руси, периодом начала освобождения от монгольского ига и возвышения Москвы., после падения Константинополя и крушения Византии ставшей единственным православным государством. В концепции псковского инока Филофея «Москва- Третий Рим» выражалась идея, что великий русский князь является наследником византийского императора. Подъём культуры на рубеже XIV-XV вв. совпал с ростом национального самосознания. Во многом этот подъём связан с деятельностью Сергия Радонежского, одного из самых почитаемых русских святых. Именно он вдохновил на Куликовскую битву московского князя Дмитрия.

Монашество в русском православии появилось в XI в. Активный рост монастырей начался в XIV в. В православных монастырях стала развиваться мистическая традиция русского монашества- монашеская схима, предполагающая принятие более суровых обетов, уход от жизни – «молчание страстей», монашеское безмолвие, молитвенное созерцание. Это исихастская (от греч. «внутреннее спокойствие», «отрешенность») линия православия, возникшая в Афонском монастыре, развивалась в деятельности и проповедях Нила Сорского и Сергея Радонежского, оказавших огромное влияние на развитие русского монашества. На Афоне возникло и старчество. Особенно распространено старчество в России было в XVIII-XIX вв. (Оптина пустынь).

В январе 1559. митрополит Иов стал первым патриархом Московским. Собор православных патриархов, созванный в 1590 г. утвердил создание Московской патриархии. Возникновение автокефальной Русской Церкви привело к разделению прежде единой русской митрополии, в результате чего возникла самостоятельная Киевская митрополия. В 1696 г. Киевский митрополит Михаил (Рагоза) заключил договор (унию) с папой римским. Результатом было возникновение новой церкви- униатской, сохранившей литургические особенности православия, но имевшей католическое подчинение – подчинение римскому папе.

В XVII в. в русской церкви произошел раскол, связанный с реформой, проводимой патриархом Никоном. Церковная реформа была направлена на унификацию богослужения. При этом Никон опирался на богослужебную практику современной ему греческой церкви. Основные изменения были следующие: совершение крестного знамения тремя перстами вместо двух («троеперстие»), замена земных поклонов поясными, замена многоголосия одноголосием, имя Иисус было изменено на Иисус и т.дзменения были литургическими и не касались ни догматической , ни канонической сфер православия, однако вызвали раскол и привели к появлению старообрядчества. Попытка Никона подчинить себе светскую власть провалилась. Он был низложен решением собора 1667 г., выразившим царскую волю.

В 1721 г. Петр I утвердил «Духовный регламент», согласно которому был создан высший церковный орган- Святейший Синод, возглавляемый обер-прокурором, -светским чиновником с правами министра, назначаемым государем. Церковь стала частью государственного аппарата. Синодальный период Русской православной церкви продолжался до 1917 г. В январе 1918 г. был опубликован декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (в проекте он был назван «О свободе совести, церковных и религиозных обществах»).

Сегодня Русская православная церковь – самая крупная и влиятельная религиозная организация на всем пространстве постсоветской России и самая многочисленная православная Церковь в мире. Однако Церковь существует сегодня в принципиально новых условиях по сравнению с дореволюционной Россией. Русская православная церковь лишилась статуса государственной церкви, она живет в условиях светского государства, в котором отсутствует государственная религиозная идеология. Православие уравнено в правах со всеми другими конфессиями. Церкви приходится считаться с конституционным правом свободы совести. В 2000 г. Архиерейским собором был утвержден документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В документе подчеркнуты условия церковно-государственного взаимодействия, сформулированы позиции по широкому кругу вопросов- экономических, политических, нравственных, по проблемам здоровья, образования, развития культуры, науки и т.д. Предстоятелем Церкви в настоящее время является патриарх Алексий II.


Католицизм
. Это самая крупная и самая централизованная религиозная конфессия в мире. Все иерархи католической церкви, какую бы страну они не представляли, облекаются властью только главой церкви- папой римским. Однако католическая церковь- это и также и община, состоящая из множества Церквей, обладающих определенной автономией. Папа избирается конклавом- собранием кардиналов, созываемым через 18 дней после смерти папы для избрания нового папы. Папу избирают пожизненно, период правления папы называют понтификатом . Римско-католическая церковь имеет и государственно-правовой статус: свое государство Ватикан, а в Средние века- государство Папская область. В становлении католицизма наиболее значимой была деятельность пап Льва I

(понтификат с 440 по 461 г.) и Григория I (590-604). Оба они объявлены Великими и святыми.

Основой вероучения католицизма являются Священное Писание и Священное предание. Священное предание включает в себя, и в этом пункте расхождений между католическим и православным богословием нет, решения Вселенских и Поместных соборов (до разделения церквей), труды Отцов Церкви и древние богослужебные книги. Однако, в отличие от православия, которое считает, что Священное писание уже завершено, католические богословы рассматривают Священное предание как открытый сборник документов и включают в него решения всех католических церковных соборов и энциклики (официальные послания) римских пап.

Независимость католической церкви от светской власти не только предоставила ей свободу творчества в догматической, литургической и канонической среде, но определила ее влияние на жизнь католических христиан. Церковь подчиняла себе мирян через систему церковных наказаний- эпитимий. Самое страшное наказание- отлучение от церкви. Оно влекло за собой лишение отлученного гражданских прав, ставило его вне общества, вне закона.

Наивысшего расцвета в своей истории католицизм достиг в Средние века. Одним из институтов, способствовавших укреплению власти церкви, явилось монашество. Особая роль принадлежит Бенедикту Нурсийскому(480-577), основателю монастыря в Монте-Кассино (Италия) и создателю бенедиктинского устава, включавшего в себя требования бедности, целомудрия и обязательного проживания в монастыре. В монастырях сохраняли и переписывали творения древней культуры, вели летописи, создавали школы. В X в. появилась новая форма монашеской организации – ордены, представляющие собой объединение многих монастырей. Такие объединения предполагали централизованную власть, единый устав, единые задачи. Монашеские ордена объединяли «регулярное» («черное») духовенство, в отличие от «мирского»( «белого»).

Многие средневековые ордена существуют и сегодня- бенедиктинцы; орден св. Франциска, который возник в XIII в. как нищенствующий орден; орден св. Доминика, также возникший в XIII в.- «орден проповедующих братьев», который боролся за чистоту веры; орден Иисуса (орден иезуитов) и др. Но многие монашеские средневековые ордены прекратили свое существование (орден храмовников, или тамплиеров, орден крестоносцев, тевтонский орден и др.)

Крестовые походы совершались по призыву церкви с XI до конца XIII в. Первый Крестовый поход был провозглашен в 1095 г. папой Урбаном II, который призывал верующих освободить Святую землю (Палестину) и гроб Господень, находящийся в Иерусалиме, от власти арабов-мусульман. Крестовые походы принесли церкви огромные богатства. Под флагом крестовых походов церковь организовывала также карательные экспедиции для искоренения ересей.

Для борьбы с еретиками и с инакомыслящими папа Григорий IX в 1229 г. издал указ об учреждении инквизиции (от лат «розыск»). Этот верховный суд церкви был создан на базе ордена доминиканцев. Инквизиция после ареста и пыток выносила приговор и подвергала процедуре аутодафе (акт веры)- церемонии приведения в исполнение приговора инквизиции.

Особенностью католической церкви является наличие у нее своей философской доктрины. Ею стало учение средневекового богослова и философа Фомы Аквинского (XIII в.). Основные позиции в философии Аквинского- тезис об отсутствии противоречий между религией и наукой, при верховенстве религии, между верой и разумом. Фома Аквинский сформулировал логические доказательства существования Бога, рассматривая разум в качестве инструмента богопознания наряду с верой и откровением. Важное место в философии заняла и теодицея (лат. «богооправдание»): зло не является сотворенным, оно- результат неправильного употребления человеком величайшего дара Бога- свободы воли, и сам человек является источником зла на земле. В 1879 г. учение Фомы Аквинского было провозглашено папой Львом XIII официальной философией католической церкви под названием неотомизма. Сегодня томизм и неотомизм- это одно из влиятельных направлений философской мысли Запада.

В шестнадцатом веке происходит ослабление влияния католической церкви в связи с появлением Реформации. В 1517 г. в Германии католический священник Мартин Лютер выступил со своими «95 тезисами», направленными против злоупотреблений католической церкви. Этот акт был началом Реформации. В результате в христианстве возникло третье, наряду с католицизмом и православием, направление- протестантизм. Ответом на это стала контрреформация- борьба за восстановление монополии католицизма. В 1540 г. папа Павел Ш утвердил существование Общества Иисуса – ордена иезуитов, основанного Игнатием Лойолой. Кроме трех основных обетов монашества- послушания, целомудрия и бедности, иезуиты ввели обет безусловного повиновения папе. Существующий и сегодня, орден имеет строгую иерархическую структуру. Главой его является генерал (его часто называют «черный папа»), обладающий неограниченной властью и подчиняющийся только папе римскому. Иезуиты стали главной опорой церкви в борьбе с Реформацией. В русле контрреформации церковь предприняла в 1559 г. публикацию «Индекса запрещенных книг» ( от лат. «список»). Последнее издание вышло в 1966 г. – по распоряжению папы Павла VI было прекращено издание новых индексов и действие прежних.

Только в конце XIX в. под давлением изменившихся социально-политических реалий церковь была вынуждена изменить свои позиции. Католическая социальная доктрина, создателем которой считается Лев XIII, продолжала формироваться в XX веке. Основные позиции ее – резкая критика социальных революций, защита частной собственности, попытка найти компромисс в решении социальных проблем. Программа осовременивания церкви- «аджорнаменто» - была предложена папой Иоанном XXIII (1958-1963). Этот курс был продолжен Павлом VI, а также Иоанном Павлом II , понтификат которого начался в октябре 1978 г. В лице последнего католическая церковь активно включилась в миротворческий процесс. В 2005 г. был избран папа Бенедикт XVI.

Особенностью католицизма сегодня остается расширение миссионерской деятельности, которая началась ещё в Средние века. Церковь использует во всех странах мира систему клерикальных институтов: партий, профсоюзов, молодежных, женских, спортивных и других организаций; всячески активизирует деятельность так называемого мирского апостолата- мирян, группирующихся вокруг местных религиозных организаций.

Протестантизм. Протестантизм наряду с католицизмом и православием – одно из главных направлений христианства. Сегодня он является самой влиятельной религией в странах Северной Европы (Скандинавские страны, Германия, Великобритания), в Швейцарии, в странах Северной Америки (США, Канада) и в Австралии. Он представляет собой множество религиозных направлений, не имеющих общего центра, подобного Ватикану. Направления протестантизма делятся на ранние и поздние. К ранним относятся три конфессии, возникшие в XVI в.: лютеранство – возникло в Германии в первой половине XVI в., кальвинизм- возник в то же время в Швейцарии, англиканство- возникло в Англии в 30-70 –х гг. того же века. Все остальные направления протестантизма относятся к поздним. Первоначальной целью протестантизма было реформирование католической церкви, и это движение получило название Реформации. Первыми с требованиями реформы католической церкви выступили теологи и священнослужители (Джон Уиклиф, Ян Гус). Началом Реформации традиционно считается 31 октября 1517 г. В этот день Мартин Лютер выступил со своими «95 тезисами».

В настоящее время во всем мире насчитывается около 300 млн протестантов. В 1948 г. по инициативе протестантских церквей был создан

Всемирный совет церквей, стремящийся к объединению различных направлений христианства (так называемое экуменистское движение).

Англиканская церковь. В отличие от Германии и Швейцарии, где Реформация началась снизу, с выступления протестующих священников, в Англии она началась сверху- с противостояния королевской власти и власти папы. В 1534 г. парламент объявил церковь Англии независимой о т папы и провозгласил короля ее главой. Голы правления Елизаветы I стали годами стабилизации новой церкви. Были выработаны основные догматические, литургические и канонические особенности христианства в Англии, которое и получило название англиканство, англиканская церковь. В 1571 г. парламентом был утвержден Символ Веры, так называемые «39 статей».

В Символе Веры провозглашался принцип спасения личной верой, но вместе с тем, хотя и с оговорками, признавался католический догмат о спасающей силе церкви, отрицалось существование чистилища и , соответственно, торговля индульгенциями, отвергалось почитание мощей и икон, из семи христианских таинств признавались два- крещение и причащении. Однако подтверждались все догматы, принятые на первых Вселенских соборах, сохранялась литургия, остался неприкосновенным епископат, унаследованный от католицизма. В англиканской церкви, официально протестантской, сохранились многие черты, сближающие ее с католицизмом.

Внутри англиканства возникли течения, отстаивающие «чистоту» протестантизма . Последователей этого течения стали называть пуритане (от англ. «чистый»). Пуритане образовали два направления: умеренное и радикальное- пресвитериане и конгрегационалисты( второе название конгреционалистов- индепенденты, то есть движение независимых).

В XVIII в. появилось движение квакеров ( от англ. «трястись», «дрожать», «колебаться»), выступивших против англиканской церкви. Они отвергали все внешние проявления религиозности – обряды, таинства, отказались от духовенства в любой форме. Богослужение сводилось к молитве и проповеди. Общины квакеров существуют сегодня в Англии, Канаде, США.

В XVIII в. от англиканской церкви отделилась церковь методистов, созданная студентами Оксфордского университета.

Лютеранство. Учение Мартина Лютера первоначально было изложено в работе «Аугсбургское вероисповедание»(1531). Полный свод положений лютеранства содержит «Книга согласия», опубликованная уже после смерти Лютера в 1580 году. В нее входят ранние христианские символы веры, постановления первых Вселенских соборов, а также работы самого Лютера и его соратников. Тем самым лютеранство подчеркивает, что его целью является восстановление учения раннего христианства, учения апостолов.

Центральное место в вероучении лютеранства отведено учению о Библии, о связи человека с Богом, о Церкви. Лютер отверг авторитет пап и Священного предания, провозгласив единственным авторитетом Библию – Священное Писание. Лютеранство предоставило каждому верующему право интерпретации библейских текстов. Вторым основополагающим принципом протестантизма является учение о связи человека и Бога, в которое включаются важнейшие положения об оправдании верой и всеобщем единстве. В учении о вере как непосредственной связи человека с Богом верующий выступает ответственной за себя христианской личностью. Каждый может обращаться к Богу по собственному желанию в любое время и в любом месте. Каждый имеет право проповедовать и совершать обряд. Каждый верующий находится в священном состоянии, в непосредственной связи с Богом с момента крещения. Соответственно вероучительным установкам лютеранства формировалась и его богослужебная практика. Из семи христианских таинств в лютеранстве, а затем и во всем протестантизме оставлено было два – крещение и причащение (евхаристия). Лютеранство не признает икон - в лютеранском храме от католицизма сохранены алтарь, распятие, могут быть скульптуры и картины на библейские сюжеты. Лютеранство отвергает монашество, безбрачие духовенства, любые проявления христианского аскетизма. Ценностями в лютеранстве стали трудолюбие, деловая сметка, добросовестность и честность, успех в мирских делах.

Кальвинизм. Так называется ветвь протестантизма, представляющая собой результат слияния учений католического священника Ульриха Цвингли и вождя швейцарской реформации Жана Кальвина. Кальвинизм, как и лютеранство, считает, что единственной основой вероучения является Священное Писание. Но Кальвин большее значение придает Ветхому Завету и образу Бога Отца. Кальвинизм ввел догмат об «абсолютном предопределении». Основой его является учение Кальвина о Боге: Бог Отец- это суверенная воля, безграничная в своем могуществе. В учении об абсолютном предопределении Кальвин следует христианскому богослову, отцу церкви Августину Блаженному, развивая его учение. В учение о мирском призвании Кальвин привносит новый момент: успех в мирском служении является еще одним знаком богоизбранности. Реформаторство осуждает как леность и расточительство, так и покорное принятие бедности или довольствование достигнутым- человек должен стремиться к успеху, трудиться над собой.

Концепция «мирского призвания» и «мирского аскетизма» легла в основу трудовой этики протестантизма. Этой проблеме была посвящена знаменитая работа немецкого социолога Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»(1905). Вебер утверждал, что именно протестантизм- «рационализированное христианство»- привел к победе капитализма и обусловил экономическое и научно-техническое превосходство стран, принявших его.

В самой церкви кальвинисты упразднили алтарь, распятие, иконы, свечи, отказались от специальных одежд пасторов. Проповедь, псалмы, чтение Библии и молитвы на национальном языке, скудное музыкальное сопровождение пришло на смену пышному великолепию католического богослужения. Кальвинизм уничтожил и церковную иерархию: каждая община управлялась выборными пресвитерами и пасторами, которые образуют консисторию- церковь была подчинена мирянам.

С конца XVI в. возникают течения позднего протестантизма.

Баптизм. Это одна из самых многочисленных конфессий протестантизма, насчитывающая сегодня более 40 млн последователей (от греч. «погружать в воду», «крестить»). В 1905 г. был создан Всемирный союз баптистов. Организация эта осуществляет консультативные, рекомендательные функции. В России в настоящее время функционируют Союз евангельских христиан-баптистов, Совет церквей евангельских христиан-баптистов и автономные церкви евангельских христиан-баптистов.

Адвентизм. Название происходит от латинского «пришествие». Адвентизм появился в 30-40-х гг. XIX в. в США как ответвление от баптизма. Адвентисты, как и иудеи, считают субботу последним, седьмым днем недели и объявляют субботу праздничным днем, днем Бога. Отсюда возникло и название этого направления- адвентисты седьмого дня. Международная организация адвентистов называется Всемирной Церковью Адвентистов Седьмого Дня, а ее центральным органом является Генеральная конференция Адвентистов Седьмого Дня.

Пятидесятничество. Протестантское движение, возникшее в конце XIX в. в США и распространившееся затем в Европе и Латинской Америке. Это второе крупное, после адвентизма, ответвление от баптизма. Оно включает в себя различные течения ( Евангельские христиане «в духе апостолов», «Христиане веры евангельской» и т.д.) Но всех их объединяет вера в необходимость для верующих, кроме крещения водой, пройти также через «крещение Духом Святым». В России пятидесятничество появилось в начале XX века.

Свидетели Иеговы. Это направление христианства протестантского толка(хотя сами свидетели отрицают связь с протестантизмом) возникло в США в 70-80-х гг.XIX в. Члены этого общества, главу которого называют президентом, претендовали на воссоздание истинного христианства. Иеговисты вели и ведут активную пропаганду своего учения, интенсивную миссионерскую деятельность. Сегодня «Общество Свидетелей Иеговы»- это международная организация, жизнь которой регламентируется строгим уставом. Ее штаб-квартира располагается в США. В Бруклине находится «Церковный совет», возглавляемый президентом. В России иеговизм появился в 1927 году. Юридическая легализация Общества свидетелей Иеговы произошла в 1991 г.

 
s
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru