Авторизация



Школьник России - информация, картинки, учебники, общение

Галерея изображений

http://bfirst.ru/bakkara-strategiya баккара стратегия.
Новый год!

География посетителей

Locations of visitors to this page
Буддизм E-mail

Буддизм, первая по времени зарождения мировая религия, возник в середине VI в. до н.э. в северной Индии, распространившись впоследствии по всей Азии (исключая Ближний и Средний Восток) вплоть до Бурятии и Тувы на Севере и Калмыкии на Западе. В своих различных направлениях и школах он занимает господствующее положение в религиозной жизни большинства стран Восточной и Юго-Восточной Азии, широко распространен буддизм и на Дальнем Востоке.

Центральной идеей буддизма стало признание равенства всех людей, независимо от сословной, этнической и социальной принадлежности, в их возможности спасения. Основоположником учения считается царевич Сиддхартха Гаутама (из рода Готамы), племени шакьев, жившего на севере Индии. Потрясенный открывшимся ему миром страданий, Сиддхартха не может жить безмятежной жизнью и покидает дворец, чтобы понять причину страданий людей и найти способ избавления от этих страданий. В 29 лет он отправился в странствие, а спустя много лет становится Буддой, то есть просветленным, прозревшим, открывшим истину. Новое имя Сиддхартхи- Будда Шакьямуни (мудрец из племени шакьев). Презрев все искушения злого демона Мары, он пришел в город Бенарес (теперь Варанаси) и там произнес свою знаменитую Бенаресскую проповедь. Будда провозгласил Четыре Благородные истины:

1. вся жизнь – страдание; сама бесконечная цепь рождений и смертей становится бесконечностью страдания;

2. причина страданий заключается в бесконечных желаниях человека; три губительнейших порока – невежество, гнев и желание;

3. чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от желаний, достичь особого состояния, в котором страдания уже нет, - нирваны. Термин нирвана на санскрите означает «угасание», «затухание».

4. путь избавления от страданий – это Благородный Срединный Восьмеричный Путь.

Благородный – поскольку он исходит от Будды; Срединный- поскольку Будда, будучи противником как вседозволенности, так и аскетизма, признавал существование третьего, срединного пути; Восьмеричный – поскольку содержит восемь позиций. Именно символом этого Восьмеричного пути и стало восьмирадиусное Колесо Учения, рядом с которым изображаются газели.

Восемь позиций включают в себя две позиции мудрости, три позиции нравственности и др. позиции психотехники. Это разделение связано с учением о том, что карма складывается из поступков, слов и мыслей.

1. «Правильное воззрение», то есть постижение четырех Благородных Истин.

2. «Правильная решимость»- стремление изменить, преобразовать свою жизнь. Начало этого- выполнение позиций нравственности.

3. «Правильная речь», то есть воздержание от лжи, клеветы и т.д.

4. «Правильное поведение». Это выполнение пяти заповедей: непричинение зла живому; запрещение лжесвидетельства и клеветы; запрещение воровства; запрещение прелюбодеяния; запрещение употреблять опьяняющие напитки.

5. «Правильный образ жизни» - это то же правильное поведение, но уже в контексте жизни общества.

Следующие позиции связаны с психопрактикой.

6. «Правильное усердие»- самоконтроль за состоянием психики, борьба с соблазнами и дурными мыслями.

7. «Правильное направление мысли»- успокоение сознания, прекращение волнений психики.

8. «Правильное сосредоточение, или правильный транс» - предельная форма созерцания.

Три последних позиции буддийского пути, связанные с медитацией, Будда адресовал тем, кто вступил в сангху- в монастырь, стал монахом. Именно монах в первую очередь может стать святым, архатом, приблизиться к нирване.

Целью буддизма становится выход из сансары. Нирвана в буддизме понимается как состояние вне жизни и смерти, состояние избавления от страданий. Прийти к нирване человек может только сам, и помочь ему в этом не могут даже боги, сами подчиненные закону сансары. Будда лишь указывает правильный путь. Достичь нирваны может любой человек, независимо от своего социального происхождения и касты (сам Будда принадлежал к касте кшатриев).

Учение буддизма изложено более чем в 100 книгах, написанных на языке пали в I в. до н.э. Все вместе они получили название «Трипитака» («три корзины мудрости»). В буддийском каноне выделяются три группы источников – Сутра-питака, или Корзина поучений, в ней содержатся высказывания Будды, изложение его проповедей. Наиболее известной частью этой книги является «Дхаммапада» («Слово об учении»)- тексты и афоризмы, излагающие принципы морально-этической доктрины раннего буддизма ; Винайя-питака, или Корзина устава, она содержит нормы, регулирующие поведение обитателей монашеской общины- сангхи; Абхидхарма -питака, или Корзина толкования учения; корзина «чистого знания», она содержит изложение доктринальных положений буддизма.

Начиная с VI в. до н.э. число сторонников буддизма быстро росло. В III в. до н.э. буддистское учение стало господствующей религией в Индии. В 321 г. до н.э. в Индии возникло первое объединенное государство- империя Маурьев. Цари династии Маурьев стали покровителями буддизма. Представитель этой династии царь Ашока объявил буддизм государственной религией. Ещё большее распространение получил буддизм в I-II вв.н.э., распространившись по Индии, он начал проникать и за её пределы, в том числе в Китай и Японию. Пережив период расцвета, буддизм в Индииуступил место индуизму. Окончательно буддизм ушел из Индии в начале II тысячелетия в результате мусульманских завоеваний.

Распространившись на юг и на север, буддизм распался на два течения: хинаяну («узкую колесницу» или «узкий путь спасения») и «махаяну» («широкую колесницу» или «широкий путь спасения»). Хинаяна (другое название – тхеравада, учение старейших) считает наиболее действенным способом спасения уход в монашескую общину – сангху, уход от мира. Жизнь в сангхе регулируется запретами, правилами и предписаниями, число которых превышает двести. В сангхе человек освобождается благодаря самому себе, своим собственным усилиям. В махаяне активным началом выступает не воля человека и его собственные усилия, а помощь «внешних» спасателей- бодхисатв. Бодхисатвы – это люди, которые в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми буддизмом к образу жизни праведника, заслужили право на вхождение в нирвану, они уже достигли состояния Будды. Но они отказываются совершить этот последний шаг – перейти в нирвану- из-за любви к людям. Они остаются среди людей, наставляют их на путь истины, облегчают их страдания. Главные качества бодхисатв – это премудрость и сострадание. В махаяне появилась идея и практика альтруизма. В махаяне помимо почитания Будды Шакьямуни существует культ и других будд. Особенно почитается в махаяне Будда Амитабха, создатель и владыка рая. Рай в махаяне рассматривается в качестве вознаграждения за праведную жизнь, за благочестие, ад- как наказание за грехи. Третий Будда, культ которого занимает в махаяне значительное место,- это Будда Майтрея, или Майдари. Это буддийский вариант мессии- он должен будет придти на землю и спасти мир от страданий. Пока же он пребывает в своей таинственной стране- Шамбале.

На основе двух основных направлений буддизма, хинаяны и махаяны, возникли новые школы буддизма. На Дальнем Востоке, в Китае и Японии получила распространение возникшая на основе хинаяны школа Чань, или Дзэн-буддизм. Школа Чань возникла в Китае в V в. н.э., явившись результатом проповеднической деятельности монаха Бодхидхармы, приехавшего из Индии. В конце VIII в. эта школа буддизма проникла в Японию, где и получила название дзэн-буддизма. В основе школы Чань лежит вероучительное положение о наличии природы Будды во всем сущем, в том числе и в каждом человеке, хотя он сам этого не сознает. Отсюда возникает цель- постичь Будду в самом себе, то есть достичь состояния Будды уже в этом рождении. Речь идет о «внезапном пробуждении», которое требует большой предварительной работы человека- медитативной практики, усиленного самосозерцания. Необходимым является пробуждение сознания человека. В этом велика помощь учителятношения учителя и ученика в чаньских монастырях предполагают строжайшую дисциплину и абсолютный авторитет учителя. Методом пробуждения сознания выступают парадоксальные высказывания (гунь-ань), которые ученик должен расшифровать, парадоксальные и алогичные беседы (вэнь-да) в форме вопросов и ответов. Созерцательная, медитативная практика занимает центральное место в учении Чань. В 50-60-е гг. XX в. чаньский буддизм приобретает популярность на Западе. Важную роль в этом сыграли работы ученых Д.Судзуки и К.Нисида.

Ламаизм. Это европейское название тибето-монгольского буддизма происходит от слова лама (высочайший), обозначающее монаха или жреца. Распространение буддизма в Тибете относится к VII в. и связано с деятельностью пришедшего из Индии тантрического проповедника и созерцателя Падмасамбха Тантризм- это форма буддизма, сложившаяся в Индии в середине I тысячелетия н.э. Слово тантризм, как и ламаизм, западного происхождения и связано с названием священных текстов- тантр («нить, на которую что-то нанизывается). В самой Индии это направление получило название Ваджраяна (Алмазная или Громовая колесница). Основная цель- возможность достижения состояния Будды в течение одной жизни. Средствами достижения выступают тщательно разработанные приемы психотехники: повторение специальных молитв- мантр, созерцание круга (мандала), который является символом Вселенной и т.д. Принеся тантризм в Тибет, Падмачамбхава дополнил его элементами учения махаяны. А затем в преобразованный таким образом буддизм влились местные добуддийские религиозные представления. Результатом смешения этих трех составляющих и стал ламаизм.

Реформа тибетского буддизма была осуществлена в конце XIV- начале XV в. Цзонкхапой, создавшего школу Гелуг-па («Обитель блага»)., которая сегодня занимает ведущее положение в центральноазиатском буддизме. Цзонкхапа выделил в тибетском буддизме два уровня- для монахов и для рядовых верующих. Высший глава ламаизма- Далай-лама считается хубилганом (хубилганы- люди, в телах которых воплотились божества) бодхисатвы Авалокитешвары, второе лицо в ламаизме- Панчен-лама считается хубилганом Амитабхи.

Священные книги ламаизма – Ганджур (Перевод откровения) и Данджур (Перевод толкований). Ганджур – это перевод на тибетский язык основных книг Трипитаки, Данджур- перевод сочинений видных буддийских богословов I-X вв. Основные праздники ламаизма- дни рождения и смерти (уход в нирвану) Будды, празднование Нового года по монгольскому лунному календарю, праздники годового цикла, связанные с хозяйственными работами, и т.д.

Главой ламаизма сегодня является Далай-лама XIV.

В Россию проникновение буддизма началось через тувинцев, которые приняли его ещё в XI в. в форме махаяны. В XVII в. в Туве утвердился ламаизм в его реформированном виде- школы Гелугпа. В начале XVII в. при царе Михаиле Романове буддисты-калмыки, ранее проживавшие в Монголии и Северном Китае, переселились в Россию и принесли ламаизм в европейскую часть России. Во второй половине XVII века к России было присоединено Забайкалье, заселенное бурятскими племенами, у которых ламаизм становится господствующей религией. В наше время именно в Бурятской республике находится Центральное Духовное Управление буддистов России, возглавляемое высшим духовным лицом, носящим титул Пандидо Хамбо лама (Иволгинский дацан, расположенный недалеко от города Улан-Удэ). Официальное признаниек буддизм получил благодаря указу императрицы Елизаветы Петровны в 1741г., в котором он объявлялся одной из признанных в Российской империи религий.

В настоящее время в традиционно буддийских регионах буддизм активно возрождается. Однако если буряты считают главой своей буддийской общины Пандидо Хамбо Ламу, то калмыки признают главой калмыцкого буддизма Далай-ламу. В бурятском буддизме традиционны большие стационарные монастыри – дацаны. В калмыцком – многочисленные кочевые хурулы (храмы и монастыри). В буддизме тувинцев присутствуют значительные элементы шаманизма.

 
s
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru