Этапы и уровни общения |
![]() |
Коммуникативный процесс представляет собой четыре взаимосвязанных этапа. Первый этап – этап взаимонаправленности. На этом этапе партнёры по общению проявляют желание и готовность к общению, демонстрируя при этом активность в установлении межличностного контакта и коммуникативные способности. На втором этапе – этапе взаимоотражения – партнёры определяют актуальные роли и отношение друг к другу. Третий этап – этап взаимоинформирования. На этом этапе достигаются цели общения. На заключительном этапе – этапе взаимоотключения – общение прекращается. Уровни общения классифицируются по двум критериям: - по результативности: продуктивные уровни, на которых достигаются цели общения, и непродуктивные, на которых цели общения не достигаются; - по содержанию: примитивный, стандартизированный, манипулятивный, игровой, конвенциальный, деловой и духовный уровни. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий «предмет»: если нужен, - то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого. Стандартизированный уровень («общение масок») – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.д.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. При установлении широких социальных контактов этот уровень в определённых ситуациях можно считать оправданным. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды (экономической или психологической) от собеседника. При этом манипулятор строит общение как игру, которую необходимо выиграть, рассматривая собеседника как соперника, а не партнёра. Игровой уровень определяет общение хорошо знакомых людей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, предпочтение отдаётся невербальным средствам. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы и т.д. Конвенция означает согласие. В психологии общения согласие означает ввод правил поведения, которые наиболее приемлемы для полноценного человеческого общения, т.е. общение строится на основе этических норм, выработанных человеческой цивилизацией и принятых современным обществом. Деловое общение строится на взаимном интересе собеседников друг к другу как участникам совместной деятельности, которые в интересах общего дела могут быть полезны друг другу. При этом внимание собеседников проявляется не столько к личным качествам друг друга, сколько к профессиональной компетентности и деловым качествам. Духовное общение характеризуется тем, что партнёр воспринимается как носитель духовного начала. При этом собеседники свободны в самовыражении, что создаёт особую доверительно-воодушевлённую атмосферу общения.
|